С.И. Зинин
 
С.А. ЕСЕНИН   И   ЕГО   ОКРУЖЕНИЕ
Биобиблиографический   справочник
 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  
П  Р  С  Т  У  Ф  X  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я
 
- Ж -
 
Жак В.  см.  Жаков В.
 
Жаков Вениамин Константинович1905  - 1983), поэт.
В один из июльских дней двадцатого года  В.Жаков  увидел афишу, которая  была прилеплена на стену дома на углу  Таганрогской и Большой  Садовой улицы. Здесь помещалась библиотека-читальня Донского университета. Афиша приглашала на вечер поэтов С.Есенина и А.Мариенгофа. . Вечер  состоялся 21 июля 1920 г. в кинотеатре им. Свердлова, бывший «Колизей».  «О том, как читал Есенин, написано много, - вспоминал В.Жаков, - и я не хочу повторяться; скажу лишь о главном: было в его голосе, в интонациях, в манере читать подкупающее чистосердечие. Чтение его больше всего походило на доверительный разговор, на бесстрастную исповедь горестного, горького сердца. Словно не к огромному залу, не к сотням  людей, а именно к тебе одному обращался со своей, то убыстренной, то замедленной, но всегда музыкальной, ритмичной речью этот невысокий и вместе с тем какой-то возвышенный человек…»
В.Жаков заинтересовался поэзией С.Есенина, стал писать собственные стихи. Узнав о смерти поэта, присутствовал на траурном вечере в театре им. А.В.Луначарского, читал на вечере свое стихотворение, посвященное памяти С.Есенина: «Если дрогнул голос у поэта // И растерянно опущен взгляд  - // Помните, что мы виновны в этом, // Если смерть ударит невпопад…».
О пребывании С.Есенина в Ростове-на-Дону  В.Жаков написал краткие воспоминания. В книге стихов «Крутизна» (Ростов-на-Дону,  1926, с.17) опубликовал стихотворение  «С. Есенину» («Если в сердце смутное смущенье…»).
1.  Поэты, 219, 265    2. Жаков А. Старый клен.  // Дон. – Ростов-на-Дону,1971, -  № 1,  - С. 181 – 183.
 
Жане П., французский  врач
Профессор П.Жане, метр французской психологии и психиатрии, 29 мая 1923 г.  консультировал  С.Есенина в психиатрической клинике «Maison de Sante» и  сделал  заключение «Здоров». В тот же день поэт был выписан из клиники.
Летопись – 3 ( 2 ), 377
 
Жанна,  камеристка Айседоры Дункан.
Жанна была самой верной горничной Айседоры Дункан. Вместе с ней  приехала в Россию и часто сопровождала ее во время гастролей.  9 февраля 1922 г. она вместе с А.Дункан, С.Есениным выезжала в Петроград. Взяла её Айседора и в поездку в США.  Жана немного говорила по-русски.  В  феврале 1923 г.   в Париже А.Дункан, окончательно разболевшаяся,  послала  Жанну сопровождать Есенина до Берлина, где у него оставались друзья. Оставив Есенина в Берлине, Жанна  вернулась к хозяйке..   Айседора не была убеждена, что Жанна благоустроила С.Есенина, поэтому . А.Кусиков получил в Берлине телеграмму от Жанны с просьбой: «Пожалуйста, телеграфируйте Изадоре, что у Есенина есть кружева и покрывало».    Это позволило гельсингофорской газете «Русские вести» в анонимной заметке «Тихое семейство» напечатать сплетню, что «воспользовавшись высылкой из Парижа, Есенин покинул свою супругу и бежал в Берлин с её камеристкой, красивой француженкой  Жанной
1. Летопись – 3 ( 2 ), 563 (ук.).  2.  Письма, с.123.
 
Жанти,   фокусник
22 июля 1916 г.  по случаю  тезоименитства великой княжны Марии Николаевны  в лазарете  Царского Села состоялся концерт, на  котором читал стихи С.Есенин. В развлекательной программе  выступал фокусник Жанти.
Летопись-1, с.384
 
Жарин С., журналист.
В варшавской газете «За свободу» (1923, 22 марта) опубликовал   отклик  «Обмен веселых мнений», в котором дал  необъективную  характеристику С.Есенину, прибывшего после поездки в США в Берлин: «Есенин  -  российский поэт неоскандинавского направления и образа мыслей.  Пьет. Неудачливый супруг Айседоры Дункан.  Во хмелю  буен. Говорят    гениален. Тем, которые это говорят, верить, однако, не следует.  Во время празднования в Берлине «Комсомольской Татьяны» прочел с эстрады стихотворение, посвященное Айседоре и состоящее,  по словам присутствовавшего на торжестве корреспондента «Руля»,   -  из сплошной матерной ругани».
Летопись – 3 ( 2 ), 323 – 324.
 
Жаров Александр  Алексеевич (1904 – 1984), поэт, мемуарист.
Родился в семье крестьянина. Жил в Подмосковье.  Учился в Можайском реальном училище.  После революции  организовал просветительский кружок, члены которого потом создали комсомольскую ячейку.   С 1918  по 1925 гг. на комсомольской работе. Делегат Ш съезда РКСМ (1920).  Печататься начал с 1921 г.. Один из организаторов объединения  поэтов «Молодая гвардия». В поэзии у А.Жарова было три кумира: Д.Бедный, В.Маяковский, С.Есенин.   С 1921 г.  по путевке поступил учиться в Московский  университет.  Был дружен с однокурсником Д.Фурмановым,  к мнению и оценкам которого прислушивался.
С произведениями С.Есенина познакомился в 1919 г., прочитав второе издание сборника « Радуница».  Был  в 1920 г. очевидцем реакции публики на  надписи, сделанные  С.Есениным и его друзьями-имажинистами   на  стенах   Страстного монастыря. Знакомство   с Есениным  произошло в кафе «Стойло Пегаса». После изредка  встречались  в 1924-1925 гг. Большой близости между Есениным и Жаровым  не было.
 А.Жаров  вспоминал, как однажды в Политехническом музее С.Есенин появился на поэтическом вечере, в афише которого не было его фамилии. Выступать он не собирался.  Зрители все же  упросили  поэта..  Раздасованный Есенин стал читать  «Исповедь хулигана»  Когда он прочитал строки о желании помочиться на луну,  зал  шумно и негодующе отреагировал. Но Есенин  дочитал до конца стихотворение и ушел под радостные возгласы зрителей.  «От вспышки законного негодования в зале не осталось и следа, - вспоминал А.Жаров. – Победил талант поэта.  Восторжествовала любовь к нему». На одной из литературных встреч в 1924 г.  А.Жаров  спросил: «Сергей Александрович! Как было бы хорошо, если бы некоторые стихи «Москвы кабацкой» тоже не принадлежали вам…». На что С.Есенин ответил: «Но тогда я не  мог бы считать себя правдивым свидетелем пестрой поры, переживаемой нами.  Мне бы не поверили, если бы я в эту пору был только ангелом…»  А.Жаров  верил,  что «Есенин был поэтом  распахнутой настежь души. Ему невозможно было в чем-нибудь не поверить».
Последняя встреча  поэтов состоялась  в издательстве перед отъездом С.Есенина в Ленинград. «Есенин пришел к директору  ГИЗа  А.Б.Халатову, - вспоминал А.Жаров, - чтобы договориться о расчетах по издававшемуся тогда  четырехтомному собранию сочинений.   «– Рассчитаюсь с Халатовым и с Москвой, уеду в Ленинград… Пора привести в порядок свой быт и начать  жить по-новому… И писать, писать… чтобы никто, даже друзья, не мешали», - говорил он».
Во время развернувшейся кампании против «есенинщины»  В.Жаров  считал, что   нельзя отождествлять Есенина и «есенинщину».  На смерть поэта откликнулся публикацией  стихотворения  «На гроб Есенина» («Это все-таки немного странно…»), опубликованного в газете «Известия»  10 января 1926 г.,  которое  затем перепечатывалось в его сборниках.  О влиянии творчества  С.Есенина на поэзию А.Жарова писал     В. Друзин  в  книге «Стиль современной литературы»  (Л., 1928).
В 1934 г. в Чите  А.Жаров на  собрании партийно-комсомольского актива  рассказал о Есенине и есенинщине. Инофрмацию об этом выступлении напечатала  читинская газета «Забайкальский рабочий» (1934, 18 октября).  О Есенине он рассказывал  на Вечере памяти  поэта в Московском клубе писателей в конце декабря 1945 г. ( Литературная газета. 1946,  1 января).    Подписал в 1946 г.  вместе с другими писателями письмо В.М.Молотову с просьбой установить  Есениной Т.Ф., матери поэта,  персональную  пенсию..  О своих встречах с поэтом написал воспоминания «Сергей Есенин»  (Собр. соч. М., 1981. т.3, с.190 – 195).
1. С.А.Есенин ПСС У,  541   2.Письма, 485.  3. КЛЭ,  т. 2, стб. 920    4.. Поэты - 8,.305 (ук.). 5. Шкерин М.  Александр Жаров. М., 1980, с.20 – 24, 32
 
Жарский  П.
На смерть С.Есенина написал стихотворение «Письмо матери» («Ты живешь еще, моя старушка…»), опубликованное в газете «Смена» 12 декабря 1928 г.
Поэты – 8, 266
 
Жаткин Петр Лазаревич  (1894 – 1968), драматург.
Родился в Харькове. В  1917 г. окончил историко-филологический факультет Харьковского университета. Переехал в Москву, работал журналистом, затем в издательстве «Academia». Был знаком с В.В. Ивановым, на его квартире  встречался  с С.Есениным  в  1924 – 1925 годах. В.Иванов, С.Есенин и П. Жаткин  летом 1925 г.  в пивной слушали  выступление  цыганского  хора, солисты  которого тепло  приветствовали  С.Есенина.  П. Жаткин также  присутствовал при первом  чтении С.Есениным «Письма к матери» на квартире  писателя Пильняка..
    В 30-е годы  в театрах ставились  пьесы П.Жаткина «Центр тяжести», «Выход в свет»,  «Горящий перекат» и др. Во время войны воевал в партизанском отряде. О партизанах написал драму «Белые ангелы».  Автор неоконченной  автобиографической повести «Превратности судьбы».
О встречах с С.Есениным и В.Ивановым написал в 60-х годах  воспоминания.
1.Жаткин П.  «Плюсквамперфектум»   // Волга,.  1968.  № 9.  С.169 – 174.    2.  Поэты – 8, 217, 287.
 
Жендзян  А.Ю., воронежский имажинист.
В Воронеже в 20-е годы  А.Жендзян с другими поэтами  пропагандировали  основные положения имажинизма,   читали стихи московских поэтов-имажинистов. Это вызвало негодование  пролетарских поэтов и писателей, опубликовавших  в газете «Воронежская коммуна» (1921, 24 мая) протест  в форме   открытого   письма  «Невиданный балаган».
Летопись – 3 (1), с.120
 
Железнов Владимир Яковлевич  (1869 – 1933), экономист,  преподаватель.
В 1914-1915  академическом году  В.Я.Железнов читал курс «Политическая экономия (кредит и деньги)» на историко-философском цикле Городского народного университета имени А.Л.Шанявского, где занимался С.Есенин.
Летопись – 1, .390, 393.
 
Железнов Павел  Ильич  (1907 -   ? ), поэт.
Рос беспризорником. Писал примитивные стихи. Серьезно относиться  к поэзии подтолкнуло его знакомство с произведениями С.Есенина.  «О Есенине, не зная еще его стихов, - писал П.Железнов, - я слышал, что он однажды выступал в Ермаковке.   Перед выступлением у него украли бумажник, а после выступления вернули со всеми деньгами и документами, сказав, что тому, кто его обокрал, вынесен выговор. Не думал тогда я в книгах копаться, поэтом стать не мечтал, но, вдохновленный «Москвой кабацкой», тетрадь стихов накатал. Прочитал стихи (бомжу) Коре. Он буркнул: «Ты будешь блатной Есенин», - и попросил написать о его жизни».  В 1922 – 1929 гг. работал на заводе. Печататься начал с 1928 года. По рекомендации М.Горького окончил  университет.  Познакомился с С.Городецким,  которого считал одним «из учителей Есенина». В начале 30-х годов познакомился с  режиссером   В.Э.Мейерхольдом, на квартиру которого ему было разрешено свободно приходить.  Встречался с З.Н.райх,  детьми С.Есенина. Участник Великой Отечественной войны.
С.Есенину посвятил   стихотворения  «Клеймо вора» («-Цыган, все люди паразиты…») (Стихи, М., 1933); «В Константинове» («Здравствуй, Константиново, повсеместно славное…»), «Листопад»  («Гляжу на новый наш Арбат…») ( Молодости верен. М., 1976).  О  поэте рассказал в  очерке  «Мастер» в  книге «Наставники и друзья».
1 Железнов П.И. Наставники и друзья. – М., с.108 – 109.   2..КЛЭ, т.2, стб. 924.  3. Поэты – 8, 142, 223, 266.
 
Жеребцов Б., журналист.
В новосибирской газете «Советская Сибирь»  (1926, 19 сентября)  опубликовал статью «На могиле Есенина. Письмо из Москвы», подписавшись псевдонимом  Бож.  Обратил внимание на запущенное состояние места захоронения поэта на Ваганьковском кладбище:  «Я не поверил. Не хочется верить, что на могиле крупного поэта, нежнейшего лирика, нет даже надгробной плиты с простым словом «Есенин».  Простая, деревенская, наивная, как сам Есенин, заросшая травой могила». Автор заметки поднял вопрос о  необходимости  приведения могилы в порядок,  призвал начать сбор средств на постановку памятника Есенину на месте его захоронения. Для начала он предложил «хотя бы поставить на могиле маленький, простенький, как его стихи, черный камень с Алтайских гор».
1. Юшин, .434.    2. Поэты – 8, 106    3. ГМЛ,  Фонд С.А.Толстой-Есениной.
 
Жеребчук  Ф.И., послушник Киевско-Печерской лавры..
Служил вместе с С.Есениным в Царскосельском военно-санитарным поезде № 143 в 1916 г. Был зачислен  по ходатайству полковника Ломана Д.Н.  Мобилизационным отделом Главного управления Генерального штаба.
Вдовин-2007, 187.
 
Жеромский  Стефан (.1864 -1925), польский писатель.
Одним из первых  рассказал польским читателям о Есенине. В книге «Снобизм и прогресс» (1922) отметил огромный  поэтический талант Есенина: «Выразителями ответной реакции на советский кубофутуризм Маяковского стали создатели новой школы, именуемой имажинизмом, - писал С.Жеромский. - .  Это поэты Вадим Шершеневич, Анатолий Мариенгоф, Александр Кусиков, Рюрик Ивнев и самый талантливый среди них Сергей Есенин».
 С.Жеромский  указал на характерные черты  творчества Есенина, допуская при этом неточности в выводах,  например,  считая поэта  выходцем из секты «хлыстов». По его  мнению,  в стихах Есенина «говорит село, обыденный пейзаж, уважение к крестьянскому труду, к посевам зерна, превращению его в хлеб насущный,  все это переплетается воспоминаниями и звучит чарующая речь настоящего поэта, одного из самых гениальных».  «Притом, - писал С.Жеромский, -  поэтические произведения Есенина «Товарищ», «Певучий зов», «Отчарь», «Пришествие», «Октиох», «Преображение», «Инония»  наряду с поэмами Александра Блока «Двенадцать» и Андрея Белого «Христос Воскрес» составляют совокупность произведений с мистическим замыслом.  Эти поэты верят, что Россия  -  это страна, где в крови и муках революции происходит рождение не идеи, а самого тела нового мира. У этих писателей русская душа, и они дают ей голос».
С.Жеромский критически оценил новые веяния в русской поэзии, но   высказал надежду, что в польскую литературу после футуризма  придет имажинизм, «с кощунствами и мистицизмом, с лошадью вместо машины, с культом стократной метафоры и тому подобными рецептами прекрасного».
1 Летопись – 3 ( 2 ), 257, 260, 261.   2..КЛЭ, т.2, стб.928 – 930.   3. Кувинова Л. Поэзия Сергея Есенина в Польше. //  Сергей Есенин. Исследования. Мемуары. Выступления. М.,1962, с.179.
 
Живаго Василий Романович, фотограф.
С.Есенин в Париже в июле 1923 г.   фотографировался в мастерской В.Р.Живаго для оформления  своих документов. Фотография была наклеена на удостоверении, выданном  префектом  полиции Парижа  11 июля 1923 г.
1.  С.А.Есенин, ПСС, УП (3), 241 – 242   2. Летопись – 3 ( 2 ), 391.
 
Жид  Андре  Поль Гийом  ( 1869 - 1951),  французский писатель.
Во время поездки по СССР летом 1936 г. Андре Жиду во время  застолья, украдкой,  прочитали «Послание  евангелисту Демьяну», которое французский писатель назвал «замечательным стихотворением», передающемуся  после запрещения   из уст в уста. «Стихотворение, - отмечал А.Жид, - было написано Есениным в ответ на богохульную статью». Он не знал, что данное стихотворение было по ошибке приписано С.Есенину, а автора  скоро  выявили и строго наказали.
1.  С.А.Есенин. РСС, 1У, 532.   2.КЛЭ, т.2, стб. 935 - 936.  3.  Жид А. Подземелья Ватикана. Фальшивомонетчики. Возвращение из СССР. М., 1990, с.604 - 605
 
Жижин Иван Игнатьевич  (1892 - 1933), поэт, издательский работник, журналист.
Родился в крестьянской семье. Стал работать  учеником аптекаря в Петербурге.  Начал печататься с 1913 г.. В годы гражданской войны  входил в кружок поэтов  при газете «Рабочий край» (Иваново-Вознесенск), полностью поддерживая  идеи  пролетарской поэзии.
После опубликования  «Декларации» имажинистов  И.И.Жижин в газете «Рабочий край» (Иваново-Вознесенск,  1920, 2 июня, № 118) опубликовал статью «Банда оскандалилась».  Заглавие статьи он почерпнул  из названия коллективного сборника имажинистов «Конский сад: Вся  банда».   Автор, осуждая  богохульские  строки   С.Есенина и похабные частушки В.Шершеневича, приходит к выводу: «Рассчитывая в былые дни стяжать себе  лавровый венок от растленных искателей сильных ощущений, теперь они могут получить от пролетариата лишь венок из крапивы и самую настоящую железную пощечину».  В  этой же газете 3 ноября 1920 г.  И.Жижин публикует  в рубрике «Красный смех» стихотворный шарж на книгу «Всё сочиненное Владимиром  Маяковским», в котором иронически упоминает  и  имя Есенина.  Тем не менее, в рукописном журнале «Пустослов», который вели поэты и литераторы, сотрудничавшие в редакции газеты «Рабочий край», появляется шарж на группу имажинистов, к которым причисляются не только Есенин, Мариенгоф, Шершеневич, Кусиков, но и Ганин, Жижин, Ип. Соколов и даже В.Маяковский.
1. С.А.Есенин. ПСС, УП (1), 511, УП(2), 589. 2. Летопись – 2, с.368, 418.   3.Летопись - 3(1), с.36    4. КЛЭ, т.2, стб. 936    5. Юсов, 79
 
Жимель Жорж,  французский художник.
В июне 1923 г.  во французском  журнале  «Tentatives»  ( Гренобль)  иллюстрировал  стихотворение С.Есенина «Разбуди меня завтра рано…» в переводе  на французский язык  М.Милославской.
Летопись – 3 ( 2 ), 378.
 
Жираник Б., польский поэт, переводчик.
Варшавский журнал «Nowa  sztuka» (1922, № 2, февраль)  напечатал отрывок из поэмы С.Есенина «Инония» в переводе Б.Жираника.
1. Летопись – 3(1), .278     2. Кувинова Л. Поэзия Сергея Есенина в Польше. //  Сергей Есенин. Исследования. Мемуары. Выступления. М.,1962, с.178
 
Жирмунский Виктор  Максимович   (1891 – 1971), литературовед, лингвист.
Сын врача. Окончил в 1912 г. Петербургский университет. В 1915 г. В.Жирмунский был  заявлен, как и С.Есенин, среди авторов  петроградского журнала «Северные записки».
С 1917 г.  – профессор Саратовского, а с 1919 – Петроградского  университетов.  Первые научные исследования посвящены немецкому романтизму.  В 20-х годах начал заниматься  анализом поэзии символизма  и изучением проблем стихосложения.  Публикует монографии «Поэзия Александра Блока» (1921), «Валерий Брюсов и наследие Пушкина» (1922) «Композиция лирических стихотворений» (1821), «Рифма, ее история и теория» (1923),  «Введение в метрику. Теории стиха» (1925) и др.
О поэтической манере С. Есенина писал в книге «Рифма, ее история и теория» (Пб, 1923),. В статье  «Как не надо писать стихи» (Литературная учеба, 1930, № 4) В.Жирмунский давал следующие рекомендации начинающим поэтам: «Рядом с небрежностью в языке отметим и противоположную крайность: щегольство и вычурность. Обыкновенно первым внешним признаком «литературности» у молодых авторов является цветистый и вычурный слог, перегруженность образами и сравнениями.  Этот «перегиб» объясняется неумеренным увлечением модными литературными образцами.  Не только «имажинизм» Сергея Есенина,  но также некоторые стороны творчества Александра Блока, Маяковского и др. толкают начинающего поэта  на этот опасный путь. (…) Невыразительность стиля проявляется в отборе сравнений («образов»); рядом с предметным Есенинским сравнением (поезд  -  жеребенок)  - отвлеченные, беспредметные, мистические  -  рельсы «струятся», грива  полощется «как звук».  Отметил влияние Есенина  на язык молодых поэтов, например, у Г.Б. «Эх ты ветер! Барахольник синий!  //  Будет лист осенний обрывать».
1. Летопись – 1, 283, 305       2.КЛЭ. т.2, стб.942 – 943.    3. РП – 2, 271 – 272.    5. Поэты – 8, .175, 185.
 
Житенев А.М., литератор
22 декабря 1922 г.  в Харбине состоялось  собрание кружка писателей и журналистов,  где разгорелась дискуссия о новом искусстве.  А.М.Житенев выступил против основных положений футуризма и имажинизма, осудил хулиганские выступления поэтов новых литературных течений.  Свою точку зрения он  отстаивал и на очередном собрании, 9 февраля 1922 г., при обсуждении доклада Калашнова «Песни революции». По его мнению,  «он вполне согласен с тем, что новая поэзия  -  поэзия революции.  Но как революция выявилась в грубых формах, так и поэзия революции характеризуется такой же  грубостью формы. Поэтому она уже не настоящая поэзия».
Летопись – 3(1), с.232, 267
 
Жиц Федор Аронович (Арнольдович)  (1892 – 1952), критик, писатель.
19 июня 1919 г. в клубе Всероссийского союза поэтов выступал с докладом «Об имажинистах». 24 августа 1919 г. его  избирают  на общем собрании Всероссийского союза поэтов кандидатом в члены президиума. Встречался и беседовал с С.Есениным.  В 1919 г. выходят четыре издания книги Ф.А.Жица «Секунды», в которой одно из эссе, посвященное теме «Поэт и его поступки», навеяно, по утверждению автора,  беседой с С.Есениным и А. Кусиковым.
4 ноября 1920 г. во время литературного «Суда над имажинистами» Ф.Жиц и Н.Эрдман выступали свидетелями со стороны защиты. 16 марта 1921 г. Ф.Жиц выступал с  докладом «Этапы русской поэзии»  в Политехническом музее, рассказав слушателям о программе «Ассоциации вольнодумцев».
Рецензируя есенинский сборник «Стихи (1920 – 1924)», критик  писал: «Большей частью живой поэтический голос подменен весьма искусными руладами  стальных соловьев, в хоре которых обязательно одинок и неповторим голос есенинских стихов». К числу таких произведений он отнес «Не пугайтесь! Такое дело!». Относительно мотивов бродяжничества, цитируя вторую строку этого стихотворения, замечал, что «такие настроения недолго живут в душе Есенина. Поэту, «нежно больному вспоминанием детства», не уйти  от заросшего пруда и от хриплого звона ольхи» (Красная новь. 1925, № 2,3).  Ф.Жиц выделил три темы в лирике Есенина: 1) деревенский пейзаж и воспоминания детства. 2) городская тема  - кабак и беспорядочная любовь,  3) мотив преждевременной усталости. Однако  в статье отсутствует четкая и ясная авторская  концепция.  При анализе «Сорокоуста» безоговорочно  утверждал: «…Есенин великолепно видит, что победа техники над беспомощной простотой природы неизбежна». .
После смерти С.Есенина  Ф.Жиц опубликовал  статью   «Почему мы любим Есенина?» (Красная новь, 1926, № 5),  вызвавшая  полемику .Свой подход к оценке творчества С.Есенина автор строил на выявлении  явных и скрытых противоречий в творческой биографии поэта. «Отмычками формального анализа не вскрыть причины обаяния и мужественного воздействия его стихов, - считал  критик – Ритмы несложны, рифмы редко блещут новизной, композиция есенинских стихов также зыбка и растрепана, как  ранний сноп есенинских волос; нередко не увязаны меж собой не только строфы, но строфа сама в себе грешит порою логической непоследовательностью, смысловым размером.  Один из наиболее сильных элементов есенинской поэзии  -  образ  - и тот не всегда оригинален и бесспорен.  Много недостатков можно найти в Есенине и со стороны внутренней: Есенин не революционен, темы его очерчены малым кругом, и всё их содержание исчерпывается без конца повторяющимся пейзажем, воспоминаниями детства, кабацкой удалью и редкой нежностью к человеку;  его мировоззрение  -  психика «смешного дуралея», ненавидящего «стальную конницу» прогресса; его политические убеждения  -  смесь индивидуалистического анархизма и беспомощного пессимизма. Но все эти недостатки оказались  каким-то образом или на втором плане  или совершенно исчезли из поля зрения читателя, а на виду  -  восторженная любовь к Есенину, с которой не может сравняться  популярность ни одного из современных художников слова.  Огромному большинству читателей  Есенин много ближе виднейших наших поэтов, бесспорно революционных; бесспорно здоровых и жизнерадостных, закованных в броню всяческой бесспорной оригинальности. Друг Есенина  -  беспартийный интеллигент, рабфаковец, большой партией. – Всем он нужен, дорог, близок».
Считая Есенина жертвой эпохи, нарочито противопоставляя его пролетарским поэтам, Ф.Жиц приходит к выводу, что «Есенин  - это поэт бунта, боли и неудовлетворенности, а не созерцания, кротости и утверждения», что это  «единственная трагическая  фигура в нашем сегодняшнем искусстве. И за боль и кровь его поэзии так приковано любим мы его».
В статье  особенно выделялись  произведения С.Есенина послереволюционной поры, подчеркивалось, что «лирика  его  приобретает пушкинскую простоту и непреложность, и кульминационным пунктом поэта надо считать произведения 1920 – 1924 гг., вошедшие в Круговские «Стихи».
 По мнению критика, «стихи этой последней полосы вобрали в себя все лучшее, что было в поэте: остроту ощущения природы, бунт против городской культуры, одиночество и затравленность среди людей, сочащиеся кровавой нежностью к погубленной своей молодости, тоскливой и безутешною любовью к нищей родине и скорбной матери, сознанием своей отсталости от века и гордой выпрямленностью…».
Ф.Жиц  утверждал, что интересны только   те писатели, в творчестве которых встречается лишь «случайный оптимизм». Таким является, по его мнению, С.Есенин, певец «трагедийных мотивов». В конце статьи делается вывод: «Поэзия для Есенина не была «трюком», приемом» -стихами он  г о р  е л   -  жутким и прекрасным факелом из стихов и жизни. Вот почему все мы с ним, с Есениным, а не со стальными соловьями, бездушно имитирующими разные голоса эпохи, волнение творчества заменившими  ф о р м а л ь н ы м   и   б е з д у ш н ы м   порядком».
Мнение Жица  оспаривали  некоторые критики и поэты.  В.Ермилов в статье  «Почему мы не любим Федоров Жицей» ( На литературном  посту, 1925, № 4)  осудил критика  за мелкое выискивание у Есенина «трагедийных ноток», призывая  увидеть в поэзии Есенина и светлые стороны, не затушевывая ее классовую ограниченность. А.Безыменский считал, что Ф.Жиц  не видит в Есенине «есенинщины» и классовой ограниченности  в его мировоззрении и творчестве.
1.С.А.Есенин ПСС УП (3), .615 (ук.).  2.Летопись – 2, .746 (ук.).   3. Летопись – 3 (1),  71  
 4. Юсов, 47     5. Поэты – 8,.107, 234   6. Карпов,  230 (ук.).
 
Жоржик – см. Назаров Г.С.
 
Жук И.И.  сослуживец С.Есенина.
Служил  в Царскосельском военно-санитарном поезде № 143 санитаром, пользовался некоторыми  привилегиями.  Врач поезда И.Иняев вспоминал: «Поэт-солдат (С.Есенин)  питался из общесолдатского котла, а наряду с этим были в штате военно-санитарного поезда  -  тоже солдат, некто Жук и ещё кто-то из привилегированных солдат, которые неофициально питались в офицерской столовой».
Вдовин -2007, 192.
 
Жуков Б., рабочий.
В марте 1913 г. подписал, как и С.Есенин, «Письмо члену Государственной Думы Р.В.Малиновскому» с осуждение действий депутатов-меньшевиков против  представителей большевистской фракции.
С.А.Есенин. ПСС УП (2), 225
 
Жуков Иннокентий  Николаевич  (1875 – 1948),  скульптор
Скульптор-самоучка.  Уроженец Сибири. Среднее образование получил в Чите. Преподавал до революции в училищах  географию. Увлекся лепкой. Работал с глиной. Выставил свои работы в 1912 г на выставке в  Санкт-Петербурге.  Его скульптуры напоминали чудовищ, о которых в отзывах писали, что они  «подмигивали, смеялись». Самобытность  творчества  И.Жукова  отмечалась во Франции   в 1914 г. во время его выставки.
И.Жуков присутствовал при разговоре С.Есенина и  Л. Клейнборта  в ноябре 1915 г., когда  поэт  рассказывал о своем  разрыве  с С.Городецким после проведенного вечера «Страда».
В 1921 г. И.Жуков  в Чите издал поэму «Замок души моей».  В январе 1922 г. в читинской  газете «Дальневосточный край» (№ 17, 22 ,26, 29)  опубликовал  заметки «Москва и Петроград», в которых  рассказал   о поездке в столичные города России, об  имажинистах Шершеневиче, Грузинове, Есенин, Кусикове, Мариенгофе, Ройзмане, Эрдмане, которых видел в кафе «Стойло Пегаса». Писал также   о балетной школе Айседоры Дункан  и  различных  литературных группировках,  частных   книгоиздательствах, в том числе и об издательстве   «Имажинизм». «Из числа этих группировок, - писал И.Жуков, - особенно энергично проявляют себя пролеткультовцы и имажинисты, выпускающие сборник за сборником своих стихов и критических статей. Журнал «Кузница» и того же названия кафе объединяют пролеткультовцев; кафе «Стойло Пегаса» собирает по вечерам имажинистов…».
1.Летопись – 1, 290  2. Летопись – 3 (1), .251   3. У истоков русской советской литературы. 1917 – 1922.  Л., 1990. – С.90.
 
Жуков  Павел Дмитриевич  (1886 - 1924),   литературный критик.
В  журнале «Зори» (Пг,  1923, № 2) в статье  «Сергей Есенин… 3. Коварный вопрос», посвященной возвращению поэта на родину, отметил : «Из привезенных его стихов (еще не напечатанных) метнулось одно стихотворение,  и запомнились строчки: «Ах, какая смешная потеря!..»
О  стихотворении  «Не жалею, не зову, не плачу…».  П.Жуков   в той же статье  писал: «Сергей Есенин  -  пастух, заигравший грустные песни деревни. Материал его песен  -  четко определенный, ограниченный и диковинный для горожан  (…)  Эпитеты Есенина  -  краски, которых не найдешь на бедноцветной палитре городского художника».
 П.Жуков  при анализе поэмы  «Пришествие» обвинил Есенина в религиозности,  который, по его мнению,    «все еще плутает среди трех сосен отжившего православия».  О «Пугачеве» писал, что  произведение «во многих случаях» «звучит бессознательно пародийно». С позиций вульгарного социологизма автор приходит к выводу: «Есенин  - певец «медвежьего» уголка деревни, далекого от классовых противоречий. Есенин  - пастух, но пастух,  дующий в дудку куркулей». В статье выражена надежда, что  «материала для творческого заряжения в народе РСФСР  -  непочатый край, и если у Есенина остался в пороховнице порох, то русская почва  не отсырит его, а отеплит, согреет и (…) взорвет».
1. С.А.Есенин ПСС УП (3), 615 (ук.).   2. Летопись – 3 ( 2 ), 362.   3.  Юсов, 36
 
Журов Петр Алексеевич  (1885 – 1987), педагог, литератор.
В  юности дружил с поэтом  С.Клычковым (см. Журов П.А. Две встречи с молодым Клычковым // Русская литература. 1971, № 2). В Сочи  31 декабря 1916 г.  при встрече с поэтом Вяч. Вс. Ивановым  П.А.Журов в разговоре о современной поэзии упоминал имя   молодого поэта С.Есенина, о котором его собеседник  ничего не знал.   
1.Летопись – 1, 407   2. Летопись – 3(1),  71
 
Жучков Владимир, одноклассник С.Есенина.
Учился вместе с С.Есениным в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе. Вместе сфотографировались с группой учеников выпуска  1911 года и преподавателями школы.
Летопись – 1, 526, 536.

 

        
  
 
 
   Rambler's Top100
 

Copyright © 2005 Мир Есенина. All rights reserved.

E-mail: zinin123@mail.ru

 
Дизайн: Яник Ласко
E-mail: yanik-lasko@mail.ru
 

 

Hosted by uCoz