С.И. Зинин
 
С.А. ЕСЕНИН И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ
 
Биобиблиографический   справочник
 
- Ю -
 

Югурта  -  см. Топорков А.К.

 

Юденич Николай Николаевич (1862 – 1933), генерал.

В поэме «Песнь о великом походе» С.Есенин упоминает имя Н.Н.Юденича: «»Ты не смей дремать ,//Трудовой народ! // Как под Питером // Рать Юденича!» Руководитель антибольшевистского движения Н.Н.Юденич дважды в 1919 г. выступал против революционного Петрограда.  Первый поход был осуществлен в  весенне-летний период, второй – поздней  осенью.  В поэме описывал второй поход.  Н.Юденич в это время был командующим Северо-Западной армии, сформированной в буржуазной Эстонии при поддержке «Русского комитета». В августе 1919 г. Н.Н.Юденич вошел в «Северо-Западное правительство». Предполагалось во время боевых действий  овладеть Петроградом, так как в это время Белая армия генерала Деникина отвлекала при своем наступлении на Москву основные части Красной Армии.  Политбюро ЦК РКП(б) приняло постановление: «Петроград не сдавать». 19 октября 1919 г. В.И.Ленин обратился  «К рабочим и красноармейцам Петрограда» с призывом защищать город до последней капли крови.  Этот патриотический призыв и  отразил Есенин в своей поэме. Были построены три оборонительные линии и поставлены боевые корабли на Неве.  В поэме упоминается  важный эпизод военных действий: «»Там под Лиговым // Страшный бой кипит». Действительно, войска Н.Н.Юденича  заняли город Павловск, Лигово, подступили к Петрограду.  21 октября 1919 г. Красная Армия  при поддержке Балтийского флота развернула контрнаступление и 23 октября освободили Павловск, Детское Село, Лиговск и др. Войска Юденича  были разбиты, а отступившая часть войск была разоружена эстонскими войсками.

 1.С.А.Есенин ПСС,  Ш, 127, 618-619, 621.  2Летопись – 4, 464, 473.  3..Шубникова-Гусева Н.И. Поэмы Есенина, 314, 318.

 

 Юдин Григорий Петрович  актер,  коллекционер.

 8 февраля 1921 г. в кафе «Стойло Пегаса» состоялся вечер С.Есенина с участием артиста Г.П.Юдина. Слушателей было человек 40. Первым выступал С.Есенин. Г.И.Поршнев,  присутствовавший на вечере, записал в дневнике: «С русским открытым лицом, небольшой хитрецой, открытой в улыбке, льняного цвета волосами, убранными франтоватой городской прической, в смокинге, с руками упорно втиснутыми в карманы брюк, он похож на усвоившего «культуру» приказчика-мануфактуриста.  Хотя начинает свою речь как бы конфузясь, не находя нужных слов, но чувствуется, что уже есть привычка к вниманию слушателей и публичным выступлениям. От биографии уклонился. Начал туманно выяснять мотивы творчества, перешел на защиту имажинизма и задор по адресу противников или не признающих его.  Брюсова, Бальмонта,  даже Пушкина назвал «не мастерами слова», «не знающими русского языка». «Пушкин  -  это паршивый продолжатель своих предшественников». Вообще вся речь носила характер озорства  молодого, зараженного поэтическим ухарством парня».          Для чтения стихов Есенина был приглашен  артист Григорий Петрович Юдин.   Стихи читали  Есенин и Юдин.  «Тот и другой ужасно выли, кричали, - вспоминает Г.И.Поршнев, -  ворочали зрачками, злобно сжимали кулаки, кривили все мускулы лица, неистово мотались по маленькой эстраде и свирепым голосом произносили слова грубые, как куски кровяного мяса.  Поэтические нотки, удачные ритмические выражения были большой редкостью.  Общее впечатление  -  буйство молодых парней. Оно и грубо, нелепо, но полно подлинного кипения крови, поэтому занимательно. Может быть, так юноши заглушают свою трагедию, отдыхают от голода и ужаса окружающей действительности. Есть, конечно, и поэзия, хотя весьма слабые крупинки, но она обильно перемешана с юношеским литературным хулиганством. Чувствуется, что у Есенина и у многих юношей поэтов  кипит кровь (хотя в глазах и ужас действительности), вот они и буйствуют. Юность играет в них, она борется с кошмаром жизни, поэзия только слабо украшает это буйство, неистовство, а то вышло бы заурядное русское хулиганство.  Но вместе с тем, Есенин  -  поэт».   На этом же вечере  Есенин подарил Юдину книгу  «Трерядница» (1921). , написав на  титульном листе: "Григорию Петровичу Юдину в знак приязни"   

.С.А.Есенин ПСС УП ( 1 ) 135 452 - 453.   2.Летопись – 3 ( 1 ), 46, 47.

 

 Юдина Надежда Дмитриевна,  врач.

 В 1924 – 25 гг. жила в одной квартире с Г.Бениславской.  Была знакома с Есениным. «В одной квартире с нами, - вспоминала А.А.Есенина, - жила молодая женщина, врач, Надежда Дмитриевна Юдина.  Она была одинокая,  вечерами редко выходила из дому, и часто звала меня к себе.  Вначале я готовила у неё уроки, а затем она занималась со мной раскрашиванием картинок. Рисовать мы с ней  обе не умели и обычно  сводили контуры с какой-либо картинки из  книги или журнала и затем раскрашивали красками. Но  раскрашивали мы довольно  неплохо».   Однажды С.Есенин в отсутствие сестры вывесил раскрашенные  картинки с объявлением «Выставка А.Есениной», с дополнением внизу на листе бумаги «Всё продано».

Воспоминания – 86, 1, 112.    

Южин  (Сумбатов) Александр  Иванович  (1857 – 1927)., актер, драматург.

Родился в Тульской губернии. Во время обучения в гимназии  играл в любительских спектаклях. С 1876 г.  – на профессиональной сцене.  С 1882 г. до конца жизни работал в Малом театре. Создал запоминающиеся сценические образы героев пьес Шиллера, Гюго, Грибоедова, Островского и др.  После Октябрьской революции активно сотрудничал в ТЕО Наркомпроса.  

9 июня 1919 г. в Большом Государственном театре состоялся  благотворительный вечер, весь сбор   от которого  передается  в пользу «семей  павших в боях красноармейцев».  В вечере приняли участие артисты  Борисов, Южин, Яблочника и др.  Стихи читали Д.Бедный, С.Есенин, А.Мариенгоф и др.

А.И.Южин , как и С.Есенин, имел «академический паек»  (четвертая категория), установленным советским правительством для  творческой интеллигенции.

1. Летопись – 2, 274.   2.Летопись – 3 (2), 301.  3. Летопись – 4, 134.

 

Южный Яков Давидович (1883 – 1938, Прага),  актер.

Родился в Керчи. Артистическую карьеру начал на юге России.  После переезда в Москву, играл в Театре Корша. Был известен как рассказчик еврейских историй. Выступал конферансье.  Участвовал   26  января 1919 г.  в художественной части вечера при открытии  на московской улице Б.Дмитровка, д. 15  клуба сотрудников  Жилищно-Земельного Отдела Московского Совета. На  вечере с чтением стихов выступали поэты Гусев-Оренбургский, Есенин, Ивнев…

Я.Д.Южный основал свой театр «Синяя птица» (первое представление 17 декабря 1921 г.). .Эмигрировал в Германию.   Гастролировал со своим театром  в США, в странах Востока. После прихода  фашистов к власти бежал в Чехословакию. Пытался воссоздать театр «Синяя птица», но вскоре умер от разрыва сердца.

1.Летопись – 2, 209.  2. Незабытые могилы, т.6, кн.3, с.593.  

.

Юйджи,  китайский литературовед,  переводчик .

В 1922 г. профессор Юйджи  в своей статье  «Новая литература России»  в журнале «Восток» (1922, т.19, № 4)  познакомил впервые китайского читателя с именем С.Есенина.  Автор  проанализировал  поэму С.Есенина «Пугачев»,  познакомил любителей поэзии с есенинским стихотворением «Русь Советская» (1928), написал статью «О Есенине» (ежемесячник «Творчество», 1928, Т.7, № 8). Творчество Есенина было представлено  Юйджи  в соотнесении с темой «Октябрьская революция и русская литература». Эта статья помогла китайским читателям глубже понять поэзию Есенина.

 1.С.А.Есенин ПСС Ш 483    2.Новое о Есенине – 2, 269    3.Ван Шоужень.  Есенин и Китай  // СЕ, Рязань, 2007, № 6, с.28, 29.

 

 Юкель ( в замужестве Оганян)  Елена Борисовна (1904 – 1991, Лондон),  знакомая С.Есенина.

 Встречалась с Есениным в Баку в 1924 г. Елена Юкель  училась в Бакинском университете.  «Хотя я родилась в России, - рассказывала она В.Мануйлову, - свое детство я провела в Персии, в провинции Хоросан, в городе Сабзеваре. Полюбила восточную музыку: персидскую, тюркскую, арабскую.  Стихи любимых поэтов пела на мотивы известных песен, иногда сочиняла мотивы сама. Живя в Баку, я стала сочинять мотивы к русским стихам восточного содержания на восточный лад. Тогда этого еще никто не делал, и мне не у кого было учиться». Е.Юдина сочинила мотив на есенинское стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ».  

 В гости  к  Юкель  Сергея Есенина  привела её университетская подруга К.Колобова.«Есенин был немного навеселе, - вспоминала Е. Юкель, -  и принес еще с собой пива, которое сам же и выпил.  Песню о Шаганэ  слушал раз восемь, так ему понравилось.  Улыбка у Сергея Александровича была  обаятельная и располагала к нему.  Я похвасталась, что у меня есть песни на слова других русских поэтов, и хотела их спеть.  Но Сергей Александрович как будто обиделся и сказал, что он и сам известный поэт и чужих песен ему не надо.  И попросил спеть «Шаганэ» еще и еще.  Тогда это была моя единственная  песня на его слова. Потом я сочинила еще».  

В.Мануйлов писал С.А.Есенину после его  отъезда в Москву: :»Есть в Баку Лена Юкель.  Она переложила на персидские напевы «Глупое сердце, не  бейся…», «Гелии» и еще несколько других Ваших персидских мотивов. Её песенки звучат еще лучше известных Вам, жаль,  что Вы не можете их послушать хотя бы по радио, а записать на ноты азиатские мелодии невозможно».

 В Баку на  вечере памяти Есенина   Е.Юкель исполнила   «Шаганэ» и «Менялу».  Публике  исполнение так  понравилось, что певице пришлось исполнять вновь на бис.

  В 1926 г. в Баку с Еленой Юкель познакомился Л.И.Повицкий, друг С.Есенина.  Она спела ему несколько песен на стихи Есенина. «Как жаль, что Есенин не слышал Ваших песен. Ведь это первые стихи его, переложенные на музыку», - сказал он Елене.  Она улыбнулась: «Я  ему пела их, когда он был у нас в двадцать четвертом году».  

  В 1973 году  Е.Юкель была в Москве на могиле Есенина, положила 2 лилии и пропела «Шаганэ». В Англии, где жила последние годы,  при встрече с есениноведом Г.Маквеем  27 апреля 1985 г. Е.Б.Огаян  пропела и записала на магнитофон  мелодии  восьми песен на стихи  С.Есенина. 

          1. Воспоминания – 86, 2, 184, 188, 243.   2.Письма, 293.    3. Новое о Есенине – 3, 467-469.

Юков Константин Юлианович  (1901 - 1939), сценарист.

В 1924 - 1925 гг. работал секретарем  сектора крестьянской литературы Госиздата, который возглавляла А.Берзинь.  Встречался с Есениным в издательстве.  Во время поездки на Кавказ летом 1925 г.  С.Есенин в письмах  А.Берзинь  26 июля 1925 г. из Ростова-на-Дону  и 3 августа 1925 г.  из Мардакян    передавал Юкову приветы. 

1.С.А.Есенин ПСС У1 220 222 795.  2.Письма, 178, 179.

 

Юмаков, гравер.

В 1913 г. работал гравером на Даниловской мануфактуре.  Вместе с Есениным и  другими  молодыми  рабочими участвовал  в загородных  прогулках-митингах в Коломенском  под  Москвой.  Юматова, по воспоминаниям  Вл. Воскреснского, запомнили как «маленького, слабосильного, подвижного, коротко постриженного,  большого поэта в душе и фантазера,    прилежного посетителя пречистенских курсов, увлекающегося математикой, граммофоном». 

Летопись – 1, 166.

 

Юнгер Владимир Александрович  (1882 – 1918), художник.

 По образованию  -  юрист.  Прослыл  человеком широких интересов:  рисовал, писал стихи, играл в театре.  Занимался рисунком и живописью  у известных художников  В.И.Шухаева  и А.Е.Яковлева, которые высоко отзывались  о способностях В.Юнгера и удивлялись быстроте его успехов. 

С.Есенин и В. Юнгер  познакомились в Петрограде.  7 октября 1915 г.  С.Есенин и Н.Клюев  пришли в гости к   В.Юнгеру, жившего в Петрограде на ул. Алексеевской, д. 10, кв.17.  Хозяин сделал первые с них портретные зарисовки.  Увидев рисунок  В.Юнгера в 1960 г., А.Ахматова сказала: «Именно таким приезжал Есенин ко мне в Царское Село в рождественские дни 1915 года. Немного застенчивый,  беленький, кудрявый, голубоглазый и донельзя наивный….  Володя Юнгер удивительно точно передал выражение его глаз., Да, таким я его видела в первый раз». Елена Владимировна Юнгер, дочь художника, в книге «Всё это было» писала: «Родители мои жили очень скромно в маленькой квартире… Портрет Есенина был нарисован в кабинете отца».  «Карандашный набросок головы молодого поэта, - пишет художник Е.Г.Моисеенко, автор картины «Есенин с дедом», -  лишен той напускной красивости, той слащавой сентиментальности, которыми отмечены многие изображения Есенина.  Этот портрет человека умного, пытливого, нервного… При всей внешней простоте и  неброскости рисунок дает многоплановый, сложный, противоречивый образ поэта, присущий ему уже в ранние годы».

 В. Юнгер  вместе с Есениным входил в 1915 г. в общество "Краса". Был  заявлен среди авторов сборника  книгоиздательства "Краса" как переводчик 41 руны  эпоса "Калевала". В этот же сборник С.Есенин представил произведение " "Усильник". Сборник не выходил.   

В дальнейшем В.Юнгер  как график   работал в ретроградских  журналах.  

1.С.А.Есенин ПСС УП (3) 102.  2.Летопись – 1, 265 – 266, 653   3.Аверина, 16 - 18

 

Юнин Степан, рабочий.

Как и С.Есенин в начале марта 1913 г. подписал коллективное письмо от имени сознательных рабочих депутату Государственной Думы  Р.В.Малиновскому с осуждением раскольнической политики, проводимой депутатами-меньшевиками в социал-демократической фракции Государственной Думы.

С.А.Есенин ПСС  УП (2) 225.

 

Юон Константин Федорович (1882 – 1934), живописей, театральный художник,  теоретик искусства, литературный критик.

Окончил в 1898 г.  Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Активный  деятель «Мира искусств», один из организаторов Союза художников.

После революции активно участвовал в работе созданного  в Москве  «Дворца Искусства», выступал с чтением культурологических лекций.  Встречался с Есениным. Оба подписали  29 марта 1919 г. коллективное поздравительное письмо М.Горькому, в связи с его 50-летием.

1.С.А.Есенин ПСС УП (2), 232, 284,399. 2. Летопись – 2, 245, 260. 3.ТЭ, т.5, с.1062 – 1063.   4.Новое о Есенине – 2, 244.

 

Юргенсон Петр Иванович (1836 – 1903), издатель.

Родился в Таллине.  В 1869 г. переехал в Москву, издавал и продавал  нотную литературу.  Приобрел права собственности на издания музыкальных произведений Глинки, Чайковского и др.

   На обложке нот «Романсы и песни для контральто (для баритона) П.И.Чайковского»,  подаренных    Н.А.Сардановскому в 1913 г., С.Есенин написал «На память дорогому Коле Сережа».

1.С.А.Есенин ПСС УП ( 1 ), 26.   2.Летопись – 1, 181.

 

Юренев Владимир Николаевич  (1883  - ?), поэт.

Жил в Твери. Встречался с Есениным 9 июня 1924 г. во время проведения в здании тверского центрального рабочего клуба «Вечера крестьянской поэзии памяти Александра Ширяевца».   С.Есенин читал стихи в первом отделении вечера, В.Юренев выступал  во втором  отделении.

1.С.А.Есенин ПСС УП ( 2 ),  561, 610.  2. Летопись – 4, 303.   3. Белоусов, 2, 131.

 

Юренева Вера Леонидовна (1876 – 1962), актриса.

Окончила в 1902 г. курсы при Александринском театре. Играла в провинциальных театрах. В 1911 – 1917 гг.  – актриса Театра К.Н.Незлобина в Москве. После Октябрьской революции играла в театре героические роли.

В Москве в 1915 – 1916 гг. поэтесса Л.Столица   на своей квартире устраивала литературные вечера под названием «Золотая гроздь». Среди гостей было много представителей  московской и петроградской интеллигенции, в том числе и актриса Вера Юренева. В  гостях у Л.Столицы бывал С.Есенин, которому хозяйка дома подарила с автографом свой поэтический сборник «Русь».

С.А.Есенин ПСС У1, 459.

 

Юрин Михаил Петрович  (1895 - 1951),  поэт, прозаик.

До 14 лет жил в деревне, был пастухом, затем  работал  слесарем на Грозненских нефтяных промыслах. Переехал в Самару, трудился в Губернском народном образовании, писал стихи.  Автор  поэтических сборников  «Родной гам»  и  «Маки».

 Летом 1921 г. переехал  в  Тифлис, стал редактировать местный журнал «Красные всходы». В Тифлисе  познакомился с Есениным. Встреча произошла  25 или 26 октября 1924 г. «Вхожу, - пичал М.П.Юрин. -  В номере полутемно, налево от двери большой стол, на котором навалены книги, газеты и разная мелочь. В комнате я застал несколько человек. (…) Вардин представил меня сидевшему в кресле  человеку как молодого талантливого поэта, работника литературно-художественного комсомольского журнала и руководителя местной литературной молодежи. Всё это я принял как должное и поднял выше голову, но когда Вардин пояснил,  что передо мной  -  поэт Сергей Есенин, я вдруг так смутился, что не мог выговорить ни слова.  Есенин был в сером костюме, в сером демисезонном пальто и в серой шляпе.  Лицо как следует мне рассмотреть не удалось, потому что на него падала густая тень. (…) Есенин попросил меня зайти к нему в номер завтра».

Встреча состоялась в тифлисской гостинице «Ориенталь». М.Юрин запомнил пояснения Есенина, почему он пьет от скуки, почему  стремится как можно больше публиковать свои произведения, чтобы поправить свое финансовое положение.  М.Юдин прочитал Есенину свое стихотворение «А.С.Пушкину», в котором лирический герой  занимает позицию левее своих лефовских учителей, включая В.Маяковского: «Мой век не тот, к чему таить? //  Покрой есенинский мне узок. //  Борьбою схваченная блуза  // Не поэтическая прыть». На эти строки Есенин  обратил внимание, советуя усовершенствовать стихотворение в целом. 

 На вопрос Есенина: «Любит ли Юдин  русских», поэт  показал пальцем на газету «Комсомолию» и «пропитым голосом проговорил: «А чего же вы в «Комсомолию» насажали одних жидов?».  «Уничтоженный и пораженный таким оборотом речи, - писал М.Юдин, - я стоял как вкопанный и молчал. Мне хотелось поскорее от делаться от него и не заглядывать сюда никогда.  А Есенин, как ни в чем не бывало, развивал передо мной свою крестьянскую философию. «А вот я не люблю рабочего. Я  -  мужик.  Если я из окна вижу, что по улице идет буржуй, я скажу рабочему: пойдем набьем ему морду, а когда мы побьем буржуя, я скажу рабочему: иди, я тебя не люблю… Я  -  мужик».

В дальнейшем М.Юрин и С.Есенин не встречались.    

В 1925 г. М.Юрин издал книгу «Солнечная юность», в которой главный герой его стихов ведет яростную борьбу с темными пережитками прошлого.   

По просьбе Н.Тихонова  М.Юрин  написал о Есенине воспоминания, включив их в  свою  книгу  «Записки подававшего надежды» (1931).    

           1.Письма, 254. 2.Летопись – 4,  448 – 450, 452, 468.  3..«Литературная Россия», М., 1994,  7 октября, № 40, с. 14. (публикация Ю.Юшкина).  4.. Поэтика и проблематика творчества С.А.Есенина в контексте Есенинской энциклопедии. –Москва-Константиново-Рязань, 2009. – С.195 - 196. 

 

Юркун  (Юркунас) Юрий (Иосиф) Иванович  (1895 – 1938), прозаик, художник.

 С.Есенин в марте-апреле 1915 г.  неоднократно навещает  молодого библиофила и поэта К.Ю.Ляндау. Здесь он знакомится с молодыми петроградскими поэтами, художниками, артистами, в том числе и с прозаиком  Ю.Юркуном, автором  будущей книги «Дурная компания» (1917).   Встречи продолжались на квартире Каннегисеров (Саперный пер., 10, кВ. 4 – 5). 27 апреля 1915 г. М.А.Кузмин записал в дневнике: «Были с (Ю. Н. Юокуном)   у Каннегисера . Очень приятный рояль.  Был Есенин. Толку из него не выйдет. (…) Провожали Юркуна».

 На отдельном листе бумаги  С.Есенин  передал Ю.Юркину  текст стихотворения «Знаю, чую волю Божью…» («Чую Радуницу Божью…») с пожеланием: «На память дорогому Юрию Юркину».  После ареста  Леонида  .Каннегисера  в 1919 г.  Ю.Юркун   привлекался к дознанию, как  близкий друг арестованного.

1.С.А.Есенин ПСС, 1, 510,  УП ( 1 ), 29, 419.   2.Летопись – 1, 218, 236, 272.

 

Юрок (Гурок) Сол (Соломон Израилович) (1888 – 1974), американский импресарио

Выходец из  еврейской семьи, проживавшей в небольшом городке Погар недалеко от Харькова.  С детских лет проявлял любовь к музыке, часто  убегал  из дома в цыганский  табор, чтобы послушать цыганские песни. Отказался заниматься торговлей и перебрался в Польшу. С большим трудом  С.Юрок эмигрировал в Америку. Несколько лет ему пришлось трудиться торговцем, грузчиком. Скопив немного денег,  он организовал в Бруклине музыкальный концерт, который  прошел с успехом и принес ему доход, что и  определило его дальнейший жизненный пут.  С.Юрок  не имел никакого музыкального или иного профессионального образования, но   зарекомендовал себя опытным импресарио в сфере искусства,  при этом современники говорили, что  именно он  «соединил балет с Америкой  -  и наоборот».

18 апреля 1922 г. Айседора Дункан  отправила  С.Юроку   телеграмму: «Предлагаю турне на 12 недель или больше:  я,  Ирма (Дункан),  великий  русский поэт Есенин и двадцать учениц. Минимум четыре представления в неделю. Вы гарантируете 1200 долларов за представление. Вы оплачиваете все театральные расходы, в том числе переезд больших городах оркестр,  малых  - пианиста». С..Юрок 19 апреля 1922 г. ответил телеграммой: «Предлагаем чистых 40 тысяч долларов за 50 выступлений оплачиваем все расходы тчк пароход из Риги железнодорожные билеты здесь помещение объявления оркестр Нью-Йорке Бостоне Чикаго и пианиста других городах Турне  начинается в октябре Телеграфируйте о согласии Пришлите фотографии и сведения для рекламы».

20 апреля А.Дункан ответила: : «Принимаю ваше предложение Подразумевается что турне будет продолжаться три месяца Вы оплачиваете все расходы и переезд из Риги меня, Есенина секретаря, Ирмы, 20 учениц, двух  гувернанток. Если хотите, я могу выступать в маленьких городах одна с Есениным и пианистом. Реклама и фото отправлены.».  21 апреля  был получен ответ: «Подтверждаем официально договор и просим продлить поездку на один месяц с тем, чтобы она не превышала 4 месяца в целом».

Советское  правительство  запретило  выезд  детей за границу, но это не повлияло на отъезд А.Дункан и С.Есенина. Она писала С.Юроку: «Ни бури, ни ветер, ни снег не помешают мне доехать до Америки».  

16 мая 1922 г. в берлинской газете «Накануне» была  опубликована беседа журналиста  А.П.Вольского с С.Есениным, во время которой поэт сказал, что  «пробудет в Европе до октября, посетит Париж и Лондон, откуда на аэроплане полетит с Айседорой Дункан-Есениной  -  в Америку. Он подписал контракт с американским импресарио Гурок (Юрок)  -  на ряд публичных выступлений».

Нью-йоркская  газета «Новое  русское слово» 1 августа 1922 г. в анонимной замнетке «Приезд Шаляпина и Дункан» сообщала, что при содействии  музыкального импресарио Юрока,: «одновременно с Шаляпиным приедет в Нью-йорк знаменитая танцовщица Айседора Дункан, вместе с нею приезжает и её муж, русский поэт Есенин, и 12 русских девочек-сироток, которых она вывезла из России и  обучает танцам.  Выступление её и её учениц состоится   8-го  октября в Карнеги Холл».

С.Юрок встречал А. Дункан и С.Есенина, был свидетелем тщательной проверки их документов и кратковременного задержания. «»Иммиграционные инспекторы, - вспоминал С.Юрок, -  отозвали меня в сторону. Они очень сожалели.  Закон, по которому американка, вышедшая замуж за иностранца,  автоматически лишалась своего гражданства,  вступил в силу два месяца назад.  Женщина с русским паспортом и мужем-большевиком представляла для них такую проблему,  которую они не могли решить сами прямо на месте.  Айседора с мужем должны были отправляться  на Эллис-Айленд».  Газеты писали, что обыску был подвержен и сам Юрок.  «Менеджер» Айседоры Дункан С.Юрок, - писала  газета «Новое русское слово» 4 октября 1922 г., - посетивший танцовщицу на пароходе «Париж», был обыскан иммиграционными властями. Они, по-видимому, опасались, что Дункан передала через  С. Юрока «крамольные бумаги». При С. Юроке, однако,  ничего «красного» не было обнаружено».

С.Юрок находился  с А.Дункан и С.Есениным  при  открытии 17 октября 1922 г. русского театра в Нью-Йорке,  в дальнейшем он присутствовал  на всех запланированных выступлениях  танцовщицы и русского поэта. Не все во время гастролей проходило гладко. Приходилось импресарио смягчать нападки, когда за высказанную любовь к России Айседору в американской печати объявили «красной».  Был  очевидцем, когда С.Есенин в Бостоне «открыл окно раздевалки в Симфоническом зале, выставил красный флаг на улицу и кричал: «Да здравствует большевизм!». И на следующий день он повторил то же самое».В городе Индианаполис  Есенин по прибытии на вокзал стал произносить речь на привокзальной платформе.  Мэр Индианаполиса  не разрешил А.Дункан выступать, опасаясь её обычных большевистских речей. Под  поручительство импресарио А.Дункан всё же выступила, но произнесла страстную речь о России и происходящих в ней событиях.  С.Юрок  предупредил  А.Дункан, что  при самом незначительном  подобном инциденте в будущем  он вынужден будет отменить турне.

С.Юрок  в своих воспоминаниях описывал поведение Дункан и Есенина, не  скрывая негативных случаев.  После приезда в город Мемфис, Дункан, Есенин и В.Ветлугин выехали за город, поужинали в ресторане, изрядно  выпив запрещенного тогда алкоголя.  «Есенин, как водится, - писал С.Юрок, -  стал неуправляем, произошла шумная ссора, и Айседора с Ветлугиным взяли единственное такси и уехали назад в город, оставив поэта в смокинге сидеть под проливным дождем.  Он вернулся в Мемфис пешком по колено в грязи и приполз в гостиницу утром очень запачканным».

Нью-йоркская газета сообщала, что «вопреки сообщениям прессы о том, что Айседора Дункан  прекратила свое турне и возвращается в Европу, её менеджер С.Юрок объявил: мисс Дункан останется в США до 1 февраля и даст два специальных танцевальных  концерта в Карнеги-холле вечером 14 и 15  ноября. Концерты будут проходить в музыкальном сопровождении русского симфонического оркестр под управлением дирижера Модеста Альшулера».

С.Юрок просил А.Дункан на последних концертах не говорить о политике  со сцены.    Она согласилась, но после финального танца подошла к рампе, поблагодарила присутствующих зрителей и сказала: «Вон там сидит мой менеджер, мистер Юрок. Он запретил мне говорить с вами. Если я осмелюсь произнести речь, он лишит меня права  выезда в Европу».  Незадачливому менеджеру пришлось скрываться от разгневанных поклонников таланта Дункан через запасной ход в театре.

С.Юрок пытался объяснить поведение Есенина в Америке.  Он видел причину в следующем: «В Москве и везде в России он слыл великим Есениным, юным гением, новым Пушкиным. Даже сама Айседора преклонялась перед его нетленным даром.  Однако, в Берлине, в Париже, во всей Америке  -  кто когда-нибудь слышал о Есенине?  Там звучало только: Айседора, Айседора, одна Айседора.  (…)  Эгоист, избалованный обожанием русских, за границей он лишился  пьянящего публичного поклонения и становился всё ожесточеннее, чем дальше от Москвы оказывались они с Айседорой, тем всё более и более значимой для них двоих становилась её фигура.  Он страшно ревновал к известности  Айседоры, ревновал настолько, что отказывался  вообще признавать её за артистку».  

 С.Есенин  подписал  С.Юроку дарственную на «Собрании стихов и поэм» (Берлин, 1922).

Через два года С.Юрок навестил А.Дункан, которая  предложила ему купить к неё законченную рукопись своих воспоминаний.  «Дайте мне всего пятьсот долларов  -  и она ваша!  А ей нет цены!»- предложила А.Дункан, но Юрок от предложения отказался.

 В  30-е годы С.Юрок с большим успехом  провел концерты выдающихся  европейских  танцоров Мари Вигман,  Винсенте Эскудеро, Улай Шанкар и др.  Он продолжал представлять американской публике классический балет до конца своей жизни, получив заслуженное признание общественности.

В 1947 г. Сол Юрок  опубликовал книгу «Импресарио», в которой, по мнению Г.Маквея,  о Есенине  написано  «довольно туманно и иногда неточно.  Есенин для него  -  «сумасшедший поэт Есенин», который  мучил А.Дункан «чередующимися чувствами любви и презрения».  В мемуарах С.Юрок использовал  необъективные материалы  газетных сообщений, что приводило  к необоснованным, а порой и нелепым  утверждениям, в том числе и в раскрытии причин трагической гибели С.Есенина.  

1.С.А.Есенин ПСС УП ( 3 ), 760.   2.Летопись – 3 ( 1 ), 307, 309. 311   3.Летопись – 3 ( 2 ), 572.   4.Хроника, 2, 253.  5. Письма, 324 – 326.    6.Новое о Есенине – 1, 197.  7. Айседора Дункан и Сергей Есенин. Их жизнь, творчество, судьба. – М., 2005, - С. 651 – 665.

 

Юрский Н. (псевд.)

В  журнале «Вестник путей сообщения» (М., 1918, № 14 / 15) в рецензии на «Литературное приложение» к «Известиям ВЦИК» отрицательно отозвался о стихотворении С.Есенина «Край ты мой заброшенный…» В этом же журнале Н.Юрский дал оценку поэмы «Иорданская голубица».: «Прочтите вы это произведение,  разделенное на У1 частей, и не поймете  -  что, собственно, хотел сказать автор.  Прочтите второй раз и заглавие, и содержание  -  и… опять ничего не поймете. Автор назвал свое произведение «Иорданской голубицею» неведомо почему: содержание произведения не проливает на этот вопрос никакого ответа. Может, автор  иносказательно старался пояснить, что для прочтения его произведения надо запастись  голубиной кротостью  -  всё возможно.  В этом произведении имеется всё: и гуси, и лебедь, впереди их летящий,  и имеющий «в глазах как роща (!!) грусть», и «месяц  -  язык» (черным по белому значится!), и «апостол Андрей», и «Мати Пречистая Дева, стегающая розгой осла» (есть, между прочим,  существа, более заслуживающие эту меру воздействия), и много кой-чего другого, всего и не перечислишь.  И вот эту массу предметов и образов предстояло связать в нечто целое. Сергей Есенин попытался это сделать, и в результате  -  «в огороде бузина, а в Киеве дядька».

1.С.А.Есенин ПСС 1, 478;  П, 318.  2. Летопись – 2, 145

 

Юрьев, сотрудник ГПУ

В 1923 г. работал начальником 2-го отделения секретной части  МГО / ГПУ.  27 ноября 1923 г. получил запрос зам. прокурора Московской губернии для выяснения состояния дела Есенина, Клычкова, Орешина и Ганина, задержанных 21 ноября в пивной на Мясницкой улице. Юрьев подготовил ответ: «Дело № 2037 на граждан: Есенина Сергей Александровича, Клычкова С.А., Орешина П.В. и Ганина А.А., обвиняемых в ведении антисемитской агитации, направленной к возбуждению национальной розни,  т.е. в преступном действии, предусмотренном ст. 83 Уголовного  Кодекса определить в СО ГПУ тов. Славатинскому. Справка: обвиняемые  находятся на свободе под подписку  о невыезде».

1.С.А.Есенин ПСС УП ( 2 ), 523.  2.Летопись – 4, 136.

 

Юрьев Юрий Михайлович (1872 – 1948), драматический актер.

В 1889 поступил в Московское филармоническое училище, но вскоре перешел в Московское театральное училище.  Как актер сыграл роль Чацкого (1899), Ромео (1900), Фауста (1904) и др.

Вместе с Есениным участвовал в концерте «Вечер свободной поэзии»  13 апреля 1917 г. в Петрограде. С.Есенин в 1-ом отделении  читал поэму «Марфа Посадница», а Ю.Юрьев во втором отделении  читал  стихотворения «Декабристам» Пушкина и  «Искандеру» Огарева.

В 1918 г. Ю.М.Юрьев создал в Петрограде «Театр Трагедии». В 1922 – 1928 гг. возглавлял Академический театр драмы. Выступал на эстраде как чтец.  

1.С.А.Есенин ПСС УП ( 2 ), 540, 577.   2.ТЭ, т.5, с.1068 – 1069.

 

Ютанов Владимир Павлович (1876 – 1950), прозаик.

В 1921 г.  был  с Львом Рогачевским В.Л. и Ляшко Н.И. учредителем  и ответственным лицом  частного издательства «Литературное звено», утвержденного  15 декабря 1921 г.  Коллегией Мосгубиздата. Принимал участие в похоронах 17 мая 1924 г.  поэта А.Ширяевца, близкого друга С.Есенина.

1.Летопись – 3 ( 1 ), 231   2.Новое о Есенине – 1, 171.

 

Юткевич Сергей Иосифович (1904 – 1985), режиссер и теоретик кино. .

В 1921-23 гг. учился вместе с З.Н.Райх, С.М.Эйзенштейном и др.  в Государственной высшей режиссерской мастерской, руководимой  В.Э.Мейерхольдом. В своих воспоминания С.Юткевич описал первые занятия Мейерхольда по биомеханике, на одной их  лекций  которого в Театре РСФСР Первом присутствовали С.Есенин и А.Мариенгоф.

С 1926 г. в основном работал как режиссер кино. С 1929 г. – профессор  ВГИКа.  

1.Летопись  - 3 ( 1 ), 84  2.Воспоминания – 86, 2, 267.  3.ТЭ, т.5, с.1071 – 1072.  

 

Юфкин-Досов М., прозаик.

В неоконченной статье «О сборниках произведений пролетарских писателей» С.Есенин   рассмотрел и фрагментарно цитировал произведения писателей, изданных в сборниках пролетарских писателей в 1918 г. ссылался на «мелкие рассказы» некоторых прозаиков, в числе которых , возможно, был и рассказ М.Юфкина-Досева «Мастер в гостях».

С.А.Есенин ПСС У, 539

 

Юхов  -  см. Юков К.Ю.

        
  
 
 
   Rambler's Top100
 

Copyright © 2005 Мир Есенина. All rights reserved.

E-mail: zinin123@mail.ru

 
Дизайн: Яник Ласко
E-mail: yanik-lasko@mail.ru
 

 

Hosted by uCoz