Яблоновский (Яблоновский-Спадзский)
Александр Александрович (1870 – 1934, Париж), прозаик, публицист.
Родом из Херсонской губернии. Окончил Петербургский
ун-т. Работал помощником присяжного поверенного. В 1894 г. дебютировал рассказом «Последний» в журнале «Русское богатство».
Печатал политические фельетоны в «Киевской мысли». С 1916 г. работал в «Русском слове». Выступал с резкими нападками на футуризм.
В.Шершеневич писал, что на диспутах «сидели критики, буржуазные писаки вроде Яблоновского, которые били себя кулаками в
грудь и доказывали что «мир идет к гибели», и что между футуризмом и зверем из Апокалипсиса надо поставить знак равенства».
В гражданскую войну оказался на юге России. Эмигрировал
через Египет во Францию. Сотрудничал в «Общем деле» Вл.Бурцева, в берлинском «Руле», парижском «Возрождении». В Париже был
председателем Союза русских писателей и журналистов.
В рижской газете «Сегодня» (1923, 13 марта), дополняя
статью «Есенин возвращается в Москву», опубликованной в этой же газете 1 марта 1923 г., напечатал статью «Морганический супруг»,
в которой писал: «Есенин потому и интересен, что он с головы до ног - советский. Это «советский» гений, «советский» характер,
«советский» темперамент, так сказать, краса и гордость октябрьской революции. Не русский, а именно «советский». (…) Это советский
Гомер за два-три месяца «работы» сделал столько, что теперь и в Европе, и в Америке «семь городов» спорят за честь посадить
его в свою кутузку». Такую же отрицательную характеристику поэту А.Яблонский дал в материале «Громовержец» в газете «Сегодня»
(1923, 27 марта),. «Вспомните, - писал он, - когда в Европу и Америку пожаловал из Москвы молодой поэт скверно-матерного направления,
г-н Есенин, - разве не кончилось это самой вульгарной каталажкой? Кого г. Есенин удивил, кого поразил? Спокойные американцы
даже к суду не привлекали за безобразие и сочли возможным ограничиться простым подзатыльником».
1.Летопись – 3 (2), 320, 376. 2.Мой век, 473, 535. 3.Незабытые
могилы – 6, кн. 6, с.621.
Яблоновский (Потресов) Сергей Викторович (1870 – 1954), театральный критик, журналист.
Окончил историко-филологический ф-т Московского
ун-та. Трудовую деятельность начал журналистом. С 1901 г. работал в московской газете «Русское слово», печатавшейся в типографии
товарищества И.А.Сытина. Регулярно печатал статьи по вопросам драматургии, актерского искусства, отчеты о художественных
выставках, отклики на новые книги. Исай Павлов предложил С.Есенину показать его стихи С.В.Яблоновскому. «Он (И.Павлов)
увлекается моими творениями, - писал С.Есенин 9 февраля 1913 г. М.Бальзамовой, - заучивает их наизусть, поправляет по своему взгляду
и, наконец, понес Яблоновскому». Отзыв С.Яблоновского о стихах Есенина неизвестен.
После революции С.В.Яблоновский эмигрировал. Относился
враждебно к советской идеологии. В берлинской газете «Руль» 21 марта 1925 г. критиковал Бориса Божнева за публикацию в своем
сборнике стихов «Борьба за несуществование», посвященных С.Есенину и А.Кусикову.
1.С.А.Есенин ПСС У1, 23, 31, 274,281. 2. Летопись – 1, 152,
156, 157. 3.Письма, 18, 23. 4.ТЭ, т.5, с.1075. 5. Новое о Есенине – 3, 328
Яблонский Виктор Петрович (1897 - ?), поэт, актер.
Познакомился с Есениным в 1916 г. Контакты продолжались
и в последующие годы. В.Яблонский проходил воинскую службу в Красной Армии с 1918 по 1921 гг. Затем в Москве работал актером в
МХАТ-2. В 1924 г. перешел в Госиздате РСФСР заведующим отделом учета ответственных работников общего отдела. Был искренним
поклонником поэзии Есенина.. С.Есенин подарил ему автографы стихотворений «Пойду в скуфье смиренным иноком…», «Ночь в поле
и крик петухов…» Рукопись стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» была подарена с автографом «Виктору Петровичу Яблонскому»
(«В мире книг», 1970, № 9). Есенин вел с ним переговоры об издании сборника стихотворений. На одной из есенинской рукописи В.Яблонский
написал: «Одновременно с «Песнью о великом походе» С.А. хотел издать в крестьянском отд. Госиздата сборник своих стихов, для
этого отметил стихотворения в этой книге, тщательно избегал церковнославянских образов и мотивов».
27 августа 1924 г. В.Яблонский, заболевший очередным
приступом эпилепсии, написал записку Есенину. Вместо обычной почтовой карточки В.Яблонский взял очень тонкую деревянную
дощечку того же формата и на её лицевой стороне под именем «Серж» нарисовал три цветка красками, а на оборотной стороне написал
текст записки «Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Пишу вместо Вас - Вам. Рассчитывали быть с Вами и не нашли Вас. 27/ УШ. В.Яблонский»,
адрес, наклеил марку и отправил адресату. 3 сентября 1924 г. С.Есенин ответил: «Дорогой Виктор Петрович! Спасибо за записку. Желаю
Вам скорейшего выздоровления. Еду с радостью в надеждах хорошо отдохнуть. Жму ваши руки. С.Есенин».
На авантитуле книги «Стихи» (1924, Круг) 2 июля 1925
г. С.Есенин написал: «Милому Яблонскому Есенин. С любовью и со всеми пожеланиями в жизни, за чуткость, нежность и дружбу», а
на своей фотографии - «Милому Яблонскому. С.Есенин». В.Яблонский был в списке близких друзей, приглашенных на свадьбу С.Есенина
и С.Толстой.
Из Ростова-на-Дону в письме А.Берзинь 26 июля 1925 г.
С.Есенин передает привет В.Яблонскому.
1.С.А.Есенин ПСС УП (3),761. 2.Летопись – 4, 358, 381, 391 3. Письма, 144, 284. 4.Материалы, 392 5. Поэты – 8, 329.
Яблочкина Александра Александровна (1866 – 1964), драматическая актриса.
Любовь к театру с детства привил отец А.А.Яблочкин.
В 1886 – 88 гг. играла в Театре Корша роль Софьи в «Горе от ума» А.С.Грибоедова. С 1888 г. до конца жизни работала В Малом театре.
Народная артистка СССР.
Выступала с артистами и поэтами С.Есениным, А.Мариенгофом
и В.Шершеневичем 9 июня 1919 г. в Большом театре на вечере, весь сбор с которого поступил «в пользу семей павших в боях красноармейцев»
2.Летопись – 2, 274. 2.ТЭ, т.5, с. 1076.
Явиц З., поэт.
В 1920 г. рязанские поэты подготовили и издали сборник
«Голгофа строф: Стихи». Среди авторов - рязанский поэт З.Явиц. Стихи С.Есенина в этом сборнике не были напечатаны, хотя были
им высланы.
С.А.Есенин ПСС УП (3), 110.
Яворская (урожд. Гюббенет, в замужестве кн. Барятинская) Лидия Борисовна (1871 – 1921, Англия), драматическая актриса.
Впервые на сцене выступила в 1893 г. в Киеве. В пьесе
«Блуждающие огни». В 1893 – 95 гг. играла в Театре Корша, в 1895 – 1900 гг. - в Театре литературно-художественного общества А.Суворина.
Основала в Петербурге «Новый театр».
13 апреля 1917 г. участвовала в «Вечере свободной поэзии»,
проводимом в петроградском Тенишевском зале художественным обществом «Искусство для всех». С.Есенин читал «Марфу Посадницу».
Л.Б.Яворская прочитала стихотворение Уитмана «Громче ударь, барабан».
Эмигрировала в Англию. Избиралась председателем
общества деятелей искусства и литературы.
1.С.А.Есенин ПСС УП (2), 540,577. 2. Незабытые могилы
– 6, кн. 3, с.625.
Яворский К., польский критик, литературовед.
Исключительную роль К.Яворский сыграл в пропаганде
творчества С.Есенина в Польше. Начиная с 1926 г., когда он перевел есенинское стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…», в
течение последующих десяти лет перевел и опубликовал на польском языке несколько десятков стихотворений своего любимого
поэта. «Его переводы правильно было бы определить как конкретные», - писал критик В.Пиотровский.
В 1931 г. К.Яворский впервые издал в Польше «Избранное»
Есенина, а в 1935 г. – «Исповедь хулигана» и другие произведения.
Творчество С.А.Есенина и современное есениноведение.
– Рязань,1987. – С. 104
Ягода (Иегуда) Генрих (Гирш) Григорьевич (1891 – 1938), чекист.
Родился в Ярославской губернии. Участник революционного
движения. В 1904 – 1905 гг. участвовал в работе подпольной типографии. С 1907 г. член РСДРП. В 1911 г. сослан на два года. Участник Октябрьской
революции в Петрограде. С 1918 г. возглавлял Петроградский ЧК, с 1924 г. - заместитель председателя ОГПУ. Получал поддержку
И.Сталина.
9 мая 1927 г. было прекращено дело, возбужденного при
жизни на С.Есенина. 10 мая 1927 г. это решение было утверждено Г.Ягодой.
С 1934 г. возглавлял НКВД. Активно проводил необоснованные
репрессии. В 1938 г. осужден за шпионаж. 15 марта 1938 г. расстрелян.
1.С.А.Есенин ПСС УП (2), 524. 2.Летопись – 4, 158.
Ягужинский Сергей Иванович (1862 - 1946), художник.
Иллюстрировал «Мертвые души» Н.В.Гоголя. Его рисунки
С.Есенин в «Железном Миргороде» ошибочно приписал художнику З.Е.Пичугину, также иллюстрировавшему произведения Н.В.Гоголя.
С.А.Есенин ПСС У, ,401
Якобсон Роман
В 1930 г. в статье «О поколении, растерявшем своих
поэтов» (берлин, 1931), написанной на смерть В.Маяковского, Р.Якобсон вспоминает смерть С.Есенина. «Если для Маяковского и Хлебникова,
- писал он, - «родина творчества - это будущее, откуда дует ветер богов слова», то Есенин - это лирический взгляд в прошлое;
в стихотворения, в поэзии Есенина нашла свое отражение усталость его поколения».
СЕ, Рязань, 2011, № 12, с.29.
Яковлев Ал., журналист.
В 1924 - 25 гг. работал в редакции газеты «Бакинский
рабочий». Сфотографировался вместе с С.Есениным, П.Чагиным и другими сотрудниками газеты. Сопровождал С.Есенина, по воспоминаниям
В.И.Качалова, как настоящий охранник. 5 мая 1925 г. вместе с Есениным присутствовали в клубе нефтяников на вечере в честь дня
печати. «На вечере были газетчики и некоторые нефтяники, - вспоминал Е.Гурвич. – Был еще рифмоплет-фельетонист Яковлев. Напитков
было много, но Есенин почти не пил - весь вечер, длившийся почти до утра. Есенин и Яковлев перекидывались стихами. К величайшему
сожалению никто не записал ни слова».
30 декабря 1925 г. в «Бакинском рабочем» в заметке
«Есенин» Ал.Яковлев отмечал, что и в жизни и в поэзии поэт проявлял свою «яркую индивидуальность».
1.С.А.Есенин УП (3), 260. 2.СЕСЖ, 439 3.Карпов, 59. 4.Поэтика
и проблематика творчества С.А.Есенина в контексте Есенинской энциклопедии. – Москва-Константиново-Рязань, 2009. – С.419. 5.Поэты
– 8, 102.
Яковлев (Трифонов-Яковлев) Александр Степанович (1985 – 1953), прозаик.
Печатался в журнале «Красная новь». Подписал 9
мая 1924 г., как и С.Есенин, коллективное письмо в Отдел Печати РКП с требованием прекратить необоснованные нападки со стороны
критиков журнала «НА посту» на писателей-попутчиков, которые своим творчеством достойно служат новой советской России.
1.С.А.Есенин ПСС УП (2), 247, 439. 2.Летопись – 3 (2),
228. 3Летопись – 4, 273. 4..Письма, 137.
Яковлев Борис Николаевич (1890 – 1972), художник.
Москвич. В 1918 г. окончил Московскую художественную
мастерскую. Известен как мастер индустриального и лирического пейзажа.В 1920-годы входил в «Ассоциацию художников революционной
России» (АХРР), возглавляемую художником П.А.Радимовым, который стремился познакомить художников с поэтами. П.Радимов был
одним из близких друзей С.Есенина.
Аверина, 72
Яковлев К., прозаик.
Автор рассказа «Лакировщик Авдей», на который обратил
внимание С.Есенин в неоконченном обзоре «О сборниках произведений пролетарских писателей».
С.А.Есенин ПСС У, 539.
Яковлев Михаил Степанович (? – 1991), студент.
В 1924 году учился в Царскосельском сельскохозяйственном
институте. Встречался с С.Есениным летом 1924 г. во время приезда поэта в Детское (Царское) Село. Об этой встрече писал: «Писать
о Есенине не так просто. Его образ чрезвычайно сложный и даже противоречивый. Только что он вместе со всеми шутил, смеялся
и вдруг… глубокая задумчивость, грусть и тоска, а между тем, когда с ним встречаешься, он весь в улыбке, глаза светятся добрым
и ласковым светом… Таким он и запомнился мне. И вот первая встреча, Это было в 1924 году. Сергей Есенин приезжал к нам в Детское
Село. Состоялся вечер поэзии в студенческом клубе. С.А.Есенин читал свои новые стихи. Читал их несколько нараспев, но настолько
ярко и трогательно, что заполонил мне сердце и душу. Особенно мне понравились стихи о России, о Родине, «Песнь о собаке», «Отговорила
роща золотая…» и много других стихов». М.Яковлев сфотографировался с С.Есениным и И.Приблудным и другими студентами на
фоне памятника Пушкину.
В дальнейшем защитил кандидатскую диссертацию,
работал на Кавказе.
1.С.А.Есенин ПСС УП (3), 251. 2.Летопись – 4, 316, 319.
3. Карохин-2000, 102, 106, 110. 4. Новое о Есенине – 3, 493, 494.
Яковлев Павел Михайлович, соученик С.Есенина. .
Учился вместе с Г.Панфиловым в Спас-Клепиковской
учительской школе, которую окончил в 1911 г., годом раньше С.Есенина. С.Есенин сфотографировался с ним и группой учеников выпуска
1911 г. Об этом писал Г.Панфилову в июне 1911 г. О Яковлеве Сергей Есенин отзывался нелестно.
1.С.А.Есенин ПСС У1, 248, 249 2.Летопись – 1, 124, 526.
3.Новое о Есенине – 3, 405, 406.
Яковлев (Эпштейн) Яков Аркадьевич (1896 – 1938), партийный и советский работник.
3 июля 1922 г. И.В.Сталин написал письмо «Всем членам
Политбюро», в котором поддержал предложение о создании при поддержке государства самостоятельной организации «Общество
развития русской культуры». Заместитель заведующего АПО ЦК РКП(б) Я.Яковлев приложил к письму заключение о состоянии дел
в литературе за 1921 – 1922 гг., в котором назвал основные литературные группы, в том числе и имажинистов (А.Мариенгоф, С.Есенин,
В.Шершеневич и др.). Политбюро ЦК РКП(б) приняло решение о создании Комиссии в составе И.Ионова, Я.Яковлева и Н.Мещерякова
по объединению писателей и поэтов в самостоятельное общество. 24-25 октября 1922 г. в «Правде» публикуется статья Я.Яковлева
«О пролетарской культуре в Пролеткульте», завершавшая дискуссию о работе Пролеткультов.
В 1924 г. работал заведующим Отдела печати ЦК РКП(б).
Под его председательством прошло 9 мая 1924 г. литературное совещание, на котором были поддержаны «попутчики», письмо которых
зачитали и приняли соответствующее решение.
Со второй половины 1924 г. Я.Яковлев короткое время
работал ответственным редактором газеты «Беднота», а с 1929 г. – народным комиссаром земледелия СССР.
1.С.А.Есенин ПСС УП (2), 438, 439. 2.Летопись – 3(2), 105,
109, 174. 3. Летопись – 4, 288. 4.Материалы, 362.
Яковлева Варвара Николаевна (1884 – 1941), служащая.
Из мещан. Окончила физико-математический ф-т
Московских высших женских курсов (1907). Член РСДРП с 1904 г. Участница Декабрьского вооруженного восстания 1905 г. в Москве. Неоднократно
подвергалась арестам, ссылкам. Некоторое время жила в эмиграции. В Февральской революции 1917 не участвовала (находилась
в больнице). С апреля секретарь Московского областного бюро РСДРП(б). Сотрудничала в газете "Социал-демократ", занималась
воссозданием партийных организаций в Центральном промышленном районе. Делегат 6-го съезда РСДРП(б) (26 июля – 3 августа) от
Московской организации; избрана кандидатом в члены ЦК. С 25 октября 1917 г. член Боевого партийного центра по руководству восстанием;
вошла в состав Московского ВРК; сторонница решительных действий по взятию власти Московским Советом РД и подавления выступления
юнкеров. С марта член Коллегии НКВД, работала в Московской ЧК; с мая заместитель председателя, с декабря председатель Петроградской
ЧК; с июля входила в Коллегию ВЧК. С января 1919 на хозяйственной, партийной и государственной работе.
В 1922 г. возглавляла Главное управление по профессионально-техническому
образованию Наркомпроса .21 июля 1922 г. присутствовала на заседании президиума Коллегии Наркомпроса, на котором рассматривалось
прошение А.Дункан о направлении учениц её школы на гастрольные поездки за рубеж. Было принято решение: «Гастрольную поездку
школы Дункан в Америку признать нежелательной».
17 ноября 1924 г. присутствовала на заседании коллегии
Наркомпроса, принявшего постановление о закрытии журнала имажинистов «Гостиница для путешествующих в прекрасном». 19 ноября
1924 г. подписала как член наркома просвещения заключение о нежелательности утверждения общества «Современная Россия»,
организованного по инициативе С.Есенина.
12 сентября 1937 г. арестована, необоснованно осуждена
за «принадлежность к диверсионно-террористической организации», в 1941 г. приговорена к расстрелу. Реабилитирована в 1958.
1.С.А.Есенин ПСС У1, 541, 542 2.Летопись – 3(2), 116. 3.Летопись
– 4, 134, 469. 4.Википедия.
Яковчик Климент, белорусский поэт, переводчик. .
Самарский поэт К.Яковчик был представлен в «Сборнике
самарских поэтов» (Самара, 1922). Рецензент Е.Л.Шкляр отметил в его творчестве «совершенно плоские перепевы и подражания Есенину».
В 1924 г. учился во Всероссийском литературно-художественном
институте в Москве. Занимался переводами на русский язык белорусских поэтов Янки Купала и Якуба Коласа.
Встречался с Есениным 3 сентября 1924 г. на квартире
студента Всероссийского литературно-художественного ин-та А.Ф.Кулемкина.
1.Летопись – 3 (2), 155. 2.Летопись – 4, 392. 3.Воспоминания
– 75, 416.
Якуп Н., литературовед.
В 1934 г. в статье «О двух лирических темах» («Залп.,
№ 6) проанализировал темы любви и смерти в поэзии С.Есенин.
Поэты – 8, 115.
Якубенко В. Я., работник ОГПУ.
В 1924 г. - начальник 7-го отделения Секретного Отдела
ОГПУ. Рассматривал документы об утверждении созданного по инициативе С.Есенина литературного общества «Современная Россия».
Было принято решение о нецелесообразности утверждения подобного общественного объединения.
Новое о Есенине – 3, 488.
Якубовская Марианна, жена Якубовского Г.В.
Познакомилась с Есениным в марте 1915 г, когда в гости
к её мужу, поэту и художнику Г.В.Якубовскому поэт пришел с другом Д.Н.Семеновским. По её просьбе С.Есенин читал свои стихи.
1.Летопись – 1, 206, 2. Воспоминания – 97, 69. .
Якубовский Георгий (Юрий) Васильевич (1891 – 1930), поэт, литературный критик.
С С.Есениным познакомился и встречался во время
занятий в 1913 – 1914 гг. в Московском народном университете им. А.Шанявского. Юрий Якубовский был художником и поэтом. С.Есенин
бывал у него дома в марте 1915 г. Д.Н.Семёновский вспоминал: «Мы решили навестить Юрия Якубовского. Жил он вместе с молодой женой
Марианной и недавно родившейся дочкой. В студенческой комнате Якубовских было много развешанных по стенам рисунков работы
хозяина, занимавшегося живописью, и совсем мало мебели. Все же кое-как уселись. Марианна видела Есенина впервые и захотела
познакомиться с его стихами. Есенин начал читать И оттого ли, что в его сердце все еще звенела весенняя радость, или от сочувственного
внимания слушателей читал он охотно и много. Его не приходилось упрашивать. Прочитав одно стихотворение, Есенин тут же переходил
к другому. «Он пел как птица», - говорил потом Якубовский, вспоминая наше посещение».
В послереволюционные годы Есенин встречался с
Якубовским в ВХУТЕМАСе. Постепенно у Якубовского изменилось отношение к поэзии С.Есенина. В московском «Рабочем журнале
(1924, № 1) в статье «Марксизм на литературном фронте» назвал изданную «Москву кабацкую» С.Есенина гнилой книгой.
Подобные мотивы своего отношения к поэту Г.Якубовский
выразил в статье «К итогам литературного года: Solus. – «Дыр-бул-шуром»: О смерти Есенина» в журнале «На литературном посту» (1926, № 3). В журнале «Октябрь» (1926, №
1) в статье «Поэт великого раскола» (О лирике Сергея Есенина) при анализе поэзии Есенина приходит к выводу, что лирика поэта
- это «примат чувства над мыслью». Г.Якубовский отмечал в статье «Лирика и современность» (Октябрь, 1926, № 5), что заслуга Есенина
в том, что в острый период творческого кризиса он обратился к теме революции, к теме не выдуманной, а настоящей деревни. Обобщенные
наблюдения над лирикой С.Есенина Г.В.Якубовский опубликовал в книге «Писатели и критика» (М.,1929).
1.Летопись – 204, 206. 2.Летопись – 4, 325. 3.Воспоминания
– 97, 69. 4.Аверина, 68. 5.Карпов, 38, 73, 79. 6.Поэты – 8,107, 108, 114.
Якубский Б., литератор.
Работал профессором в вузе. В 1925 г. в Харькове издается
«Антология русской поэзии в переводах украинских авторов», редактором и составителем которой был Б.Якубский. В антологии
напечатаны две маленькие поэмы и четыре стихотворения С.Есенина. В предисловии Б.Якубский писал о «сентиментальной стилизации
и идеализации наиболее характерных, но и наиболее консервативных черт крестьянского мировоззрения», что, по его мнению,
свойственно так называемой «крестьянской поэзии» в русской литературе. К этому течению были отнесены Клюев, Клычков, Орешин,
а в качестве «наиболее ценного и самого интересного явления» выделял «крестьянский период творчества Есенина».
Есенин и мировая культура. . – Москва-Константиново-Рязань. 2008.
– С.158 – 159.
Якулов (Якульян) Георгий Богданович (1884 - 1928), живописец, скульптор.
Г.Якулов окончил Лазаревский Восточный институт.
До войны 1914 г. часто бывал за границей, дружил с парижскими художниками. Увлекался итальянским Ренессансом. Познакомился
с китайской, африканской художественной культурой и под такими разными влияниями сформировался как оригинальный художник.
Был общителен, остроумен, отличный знаток истории изобразительных искусств и литературы.
Во время войны подавал примеры героизма. Однажды
во время трудного боя встал во весь рост, надел перчатки, взял стык и без оружия двинулся на немецкие окопы. Его поддержали
солдаты, но Якулов получил ранение легких и с тех пор, после лечения, сильно кашлял.
С первых лет советской власти включился в активную
жизнь молодой республики. Оформлял новые революционные праздники. В профсоюзе работников искусств разработал права художников
и тарифную сетку оплаты их труда. Оформил спектакль «Принцесса Брамбилла» и др. в Камерном театре А.Я.Таирова
С 1918 г. познакомился и подружился с Есениным, долгие
годы был одним из близких его друзей. Вместе стояли у истоков имажинизма. Г.Якулов - соавтор «Декларации» имажинистов и
«Обращения имажинистов». «Подружившись с Георгием Богдановичем Якуловым, - вспоминал В.Комарденков, - Сергей Есенин приходил
к нему в мастерскую запросто, иногда оставался ночевать. Оно и понятно. В Георгии Богдановиче он встретил верного, доброго,
очень талантливого, хорошо знающего искусство и литературу друга».
В 1918 г. Г.Якулов выполнил литографию в пять красок
к стихотворению С.Есенина «Осень» из цикла «Голубень». 27 марта 1919 г. Г.Якулов, С.Есенин и другие гости Московского Дворца
Искусств подписали поздравительный адрес в честь 50-летия со дня рождения М.Горького. С.Есенин, Г.Якулов, А.Мариенгоф в 1919 г.
сфотографировались. Рисунок Г.Якулова, как и стихотворение С.Есенина, напечатан в сборнике «Автографы» (1919).
3 апреля 1919 г. в Политехническом музее состоялась
выставка стихов и картин имажинистов. В 1-м отделении выступали В.Шершеневич «Мы кто и как нас оплевывают», С.Есенин «Кол в
живот (футуристы и пр. ветхозаветщики)», А. Мариенгоф «Бунт нас (нота имажинистов миру)» и Г.Якулов «Образ краски». В своем выступлении,
как и в других сообщениях, Г.Якулов критиковал футуристическое направление в живописи и выражал уверенность в скорой победе
имажинизма и в этой области искусства. Во втором отделении поэты читали стихи, а Г.Якулов и его ученики демонстрировали
свои картины. В рецензии журнала «Вестник жизни» (1919, № 6/7) о картинах давалась положительная оценка, хотя они не дают «еще
цельного синтеза, необходимого после разрушительной работы футуризма».
О опубликованной в воронежском журнале «Сирена»
(1919, № 4 – 5) «Декларации» имажинистов стояли подписи от имени «Передовой линии имажинистов. Поэты: С.Есенин, Р.Ивнев, А.Мариенгоы\ф,
В.Шершеневич. Художники: Б.Эрдман, Г.Якулов…».
Подпись Г.Якулова стояла под текстом листовки о
«Всеобще мобилизации», расклеенной в Москве 12 июля 1921 г.
В 1920-е годы Г.Якулов возглавлял мастерскую театрально-декоративной
живописи ВХУТЕМАСа.
В созданном по инициативе С.Есенина издательстве
Московской Трудовой Артели Художников Слова планировался выпуск литографическим способом в одну краску папки рисунков
Г.Якулова «Пантократор» из 16 страниц в количестве 500 экземпляров. В некоторых случаях Г.Якулов не смог во время выполнить
оформительский заказ. В сборнике «Золотой кипяток» (1921) на стр. 25 поэты-имажинисты дали разъяснение: «Здесь должны быть наши
портреты, к сожалению Якулов встречал Новый год». Художник в это время сделал набросок портрета Есенина. Карандашный рисунок,
хранящийся в ГЛМ, остался незавершенным. Но среди сохранившихся прижизненных портретов Есенина этот выделяется достоверностью
и мастерством.
Журнал «Вестник театра» (1919, № 45) информировал: «С.Есенин
выпускает книгу стихов - поэму «Кобыльи корабли» (…) в роскошном издании, ценой в 100 р., с иллюстрациями Г.Б.Якулова». Книга
не выходила, но в этот период времени Г.Якулов нарисовал портрет поэта, под которым рукой поэта написано «Лик Есенина». Этот
портрет Г.Якулов подарил после смерти С.Есенина его жене С.А.Толстой-Есениной с дарственной надписью: «Жене друга своего
подносит Георгий». Акварель изображает поэта крестьянским юношей со щенком на руках. Над головой поэта нимб, как у святых
на иконах. За плечом - крыло, легкое, облачное, воздушное. По мнению Г.И.Авериной, сюжет этого рисунка можно трактовать так:
Есенин - апостол, вождь имажинизма. Как любой апостол в иконописи, герой здесь держит в руках атрибуты-символы, раскрывающие
его главное назначение в обществе - любовь к поэзии (книга) и животным (собака). .
К началу 1920 г. художник завершил работу над
произведением «Гений имажинистов», символизирующий воинствующий характер нового литературного объединения. Г.Якулов иллюстрировал
книгу А.Мариенгофа «Руки галстуком» (Имажинисты, 1920).
В 1921 г. Г.Якулов стал одним из членов Верховного
Совета ордена имажинистов, входил в состав Центрального Комитета Действующего Искусства.
Г.Якулов художественно оформлял кафе «Стойло Пегаса».
«По стенам роспись художника Якулова и стихотворные лозунги имажинистов»,- писал И.И.Старцев. «Для того чтобы придать «Стойлу»
эффективный вид, - вспоминал М.Ройзман, - известный художник-имажинист Георгий Якулов нарисовал на вывеске скачущего «Пегаса»
и вывел название буквами, которые как бы летели за ним. Он же с помощью своих учеников выкрасил стены кафе в ультрамариновый
цвет, а на них яркими желтыми красками набросал портреты его соратников-имажинистов и цитаты из написанных ими стихов».
Летом 1921 г. Г.Якулов присутствовал на квартире А.Мариенгофа
и С.Есенина во время читки поэтом поэмы «Пугачев». В.Мейерхольд высказал пожелание поставить поэму в своем театре. Создать
декорации к спектаклю В.Мейерхольд поручил Г.Якулову, а переписать сцену могильщиков - В.Маяковскому. После издания поэмы
«Пугачев» С.Есенин с дарственной надписью подарил книгу Г.Якулову.
С.Есенин и А.Мариенгоф собирались написать монографию
о Г.Б.Якулове и С.Т.Крненкове. В неизданной книге «Эпоха Есенина и Мариенгофа» (1922) на обороте титула приведено посвящение:
«Верховному мастеру ордена имажинистов, создателю декоративной эпохи Георгию Якулову посвящают поэтическую эпоху Есенин
и Мариенгоф»
Г.Якулов одним из первых познакомился с приехавшей
в Москву Айседорой Дункан. А.Мариенгоф вспоминал: «Сидели в парке Эрмитажа. Подошел Жорж Якулов. «Хотите с Изадорой Дункан
познакомлю?» - «Где она? Где?» - Есенин даже привскочил со скамьи. И как ошалелый, ухватив Якулова за рукав, стал таскать по
Эрмитажу из Зрительного Зала в Зимний, из Зимнего в Летний. Ловили среди публики, выходящей из оперетты, с открытой сцены.
Есенин не хотел верить, что Дункан ушла. Был невероятно раздосадован и огорчен без меры».
3 октября 1921 г.в студии Г.Якулова С.Есенин познакомился
с Айседорой Дункан, ставшая его женой, и с которой он отправился в длительную зарубежную поездку в Европу и США. Из-за границы
С.Есенин передает в письмах А.Мариенгофу приветы Жоржу Якулову.
30 октября 1922 г. в Москве прошел в Колонном зале
Дома Союзов организованный имажинистами диспут о театре «Разгром левого фронта», на котором с основными докладами выступили
А.Мариенгоф, Б.Глубоковский и Г.Якулов.
Г.Якулов был постоянным автором журнала имажинистов
«Гостиница для путешествующих в прекрасном», в котором печатались произведения С.Есенина и репродукции с картин Г.Якулова.
Входил с С.Есениным в инициативную группу по созданию литературного общества «Современная Россия».
Г.Якулов участвовал в проекте на памятник 26-ти
бакинским комиссарам. Эскиз макета памятника был опубликован 19 сентября 1924 г. в газете «Бакинский рабочий». С.Есенин был знаком
с замыслами художника и их реализацией. Это сыграло не последнюю роль в решении поэта посвятить свою поэму скульптору. В
сентябре 1924 г. «Баллада о двадцати шести» публикуется с посвящением «С любовью - прекрасному художнику Г.Якулову».
За проект памятника 26-ти бакинским комиссарам
и оформление спектакля «Жирофле – Жирофля» Г.Якулов получил Почетный диплом на Всемирной художественно-промышленной выставке
в Париже в 1925 г. Г.Якулов сотрудничал с французскими художниками, в том числе с Пикассо, работал оформителем в театре Дягилева.
В Париже было создано «Общество друзей Якулова».
Встречи Г.Якулова и С.Есенина продолжались до последних
дней жизни поэта. Осеню 1925 г. в мастерской Г.Якулова С.Есенин встречался с наркомом просвещения А.В.Луначарским., на которого
поэт произвел плохое впечатление своим неряшливым и запущенным видом. 8 ноября 1925 г. С.Есенин сообщал П.И.Чагину в Баку: «Сегодня
приехал Жорж. При встрече помянем тебя и запьем нашу грусть за твою забывчивость…».
Г.Якулов входил в состав комитета по увековечиванию
памяти С.А.Есенина.
1.С.А.Есенин ПСС УП (3), 762 2.Летопись – 2, 758 3.Летопись – 3 (2), 572. 4. Летопись – 4, 734. 5.Материалы, 447. 6.Мой век, 735. 7.Вдовин, 596 . 8.Аверина, 49 – 53, 111. 9.Кузнецова В.Е. С думой о Есенине. Мурманск,
2009, 164-165. 10.Карпов, 70, 139. 11. Костина Е.М. Георгий Якулов. 1884 – 1928. М.,1979. 12. Поэты – 8, 146, 214.
Якулова (урожденная Шиф) Наталья Юльевна, жена Г.Б.Якулова.
Еще до революции на московских улицах появились
плакаты Г.Якулова, на которых была изображена стройная женщина в элегантном черном костюме, плотно облегавшем фигуру с красивым
лицом и огненно-рыжими, взлохмаченными волосами. Это была жена художника Г.Б.Якулова Наталья Юльевна.
Встречалась с Есениным, когда поэт навещал Г.Якулова.
В 1923 г. из Парижа С.Есенин писал А.Мариенгофу: «»Эмилям Кротким тоже передай привет. Извини, голубчик, это вся моя Москва. Включая
Жоржа и его рыжую, которым шлю горячий поцелуй».
1.С.А.Есенин ПСС У1, 157. 2.Камарденков В. Дни минувшие,1972,
77.
Якушкина (урожденная Татаринова) Мария Федоровна, знакомая С.А.Толстой-Есениной.
С.А.Толстая-Есенина поэму «Черный человек» С.Есенина,
которая была завершена поэтом 13 и 14 ноября. 1925 г., под диктовку автора переписала в трех экземплярах. Были еще три рабочие
рукописные копии текста поэмы. Один из черновых, рабочих вариантов текста поэмы, написанных рукой С.А.Толстой-Есениной,
был подарен ею М.Ф.Якушкиной. Этот список «Черного человека» в 1994 г. И.А.Якушкин, сын М.Ф.Якушкиной, подарил в Музей С.Есенина
в г.Вязьма, созданный есенинолюбом П.Н.Пропаловым.
1.С.А.Есенин ПСС Ш, 683. 2.Новое о Есенине – 3, 495,
496. 3.Вдовин, 458.
Ямпольский Б., поэт.
Встречался с Есениным в Баку в 1924 – 1925 гг. Посещал
литературный кружок при газете «Бакинский рабочий». Сфотографировался с Есениным вместе с членами литературного кружка.
Поэтика и проблематика творчества С.А.Есенина
в контексте Есенинской энциклопедии. – Москва-Константиново-Рязань, 2009. – С.420.
Ямщикова М.В.
В ноябре 1918 г. , как и С.Есенин, принимала участие
в работе первого Всероссийского съезда советских журналистов.
Летопись – 2, 180.
Яновский Юрий Иванович (1902 – 1954), украинский поэт, прозаик, драматург, переводчик
Родился в крестьянской семье. Учился в монастырской
школе. Среднее образование получил в Елизаветградском реальном училище. В киевской газете «Пролетарская правда» (1922, 1 мая)
публикует первое стихотворение «Море». В Харькове сближается с футуристами, издает книгу новелл «Мамонтовы бивни» (1926).
Перевел на украинский язык маленькие поэмы С.Есенина «Товарищ» и «Пантократор», опубликованные в «Антологии русской поэзии
в переводах украинских авторов» (Харьков, 1925).
В харьковском журнале «Червоний шлях» (1926, № 4) опубликовал
стихотворение «С.Есенiну», в котором признается в любви к «душевному поэту». С.Есенина
автор называет «синим сном», а его поэтические строки сравнивает с «медом сот».
Ю.И.Яновский - автор романов, пьес, сборников рассказов.
Во время войны был эвакуирован в Башкирию. Был обвинен в национализме, освобожден от должности редактора журнала «Отчизна»
(1947). Последние годы работал над романом «Живая вода».
1.СЕ, Рязань, 2008, № 9, с.55. 2. Есенин и мировая культура.. – Москва-Константиново-Рязань. 2008. – С.158, 163.. 3.ТЭ, т.5, с.1100. 4. Килимных О.
Юрий Яновский. М., 1962.
Янчевский (Фросин) Николай Леонидович (1892 - 1937), поэт, критик.
Родился в Петербурге. Печатался с 1914 г. Вместе с
Есениным в 1915 г. посещал занятия Московского народного университета им. А.Шанявского. Писал стихи. В журнале «Вестник шанявцев»
(1918, № 5) в статье «Поэзия и революция. . Сусальная Русь» критически отозвался о сборнике «Красный звон» со стихами Есенина,
Орешина, Клюева и Ширяевца. «Ведь недостаточно назвать сборник «Красным звоном», а стихи «Красными песнями», чтобы в них
пылало пламя революции! – писал Н.Янчевский. – Ни стихи их не народные, а «под народ» и не для народа, а для любителей «пейзан»
даже в революции… Не о разбушевавшейся черноземной силе и не о мужиках-скифах, великих в справедливом гневе своем, слагают
они свои стихи, а сладким голосом рассказывают о том, что «наши юноши - в тучах орлы, звезд задумчивей девушки наши». Революционный
пафос авторы сборника заменили революционной фразой: «Земля и Воля - наш девиз», - говорит Орешин, «за Землю и Волю», - призывает
Клюев, «За волю, за равенство, за труд», - поет Есенин чужими словами красных плакатов».
Н.Янчевский высказался сдержанно о поэме С.Есенина
«Марфа Посадница». По его мнению, «Есенин щеголяет музейной русской стариной, уже изжитой нашей деревней - былинным складом
своей «Марфы Посадницы». О есенинской поэме «Ус», обнаружив в ней «подделку под народ», также писал: «… не из словаря ли
Даля извлек С.Есенин, перешагнувший грань, отделяющую оригинальность от оригинальничанья, замысловатые словечки вроде: «краснёва
дремь», «сугредок», «путина» и т.п.?». О «Товарище» С.Есенина писал, что «не говорят ли эти образы о покушении с негодными средствами
на революционное творчество?».
Подбирая подобные примеры, Н.Янчевский высказал
упрек, что «не издательством социалистов-революционеров, а воскресшим из мертвых нововременским «Лукоморьем» изданы следующие
молодцеватые стихи» С.Есенина. Поэтому в статье автор задает вопрос: «Приличествует ли таким стихам называться «Красным звоном» русской революции?».
С 1922 г. Н.Л.Янчевский жил в Ростове-на-Дону. Печатался
в журнале «На подъеме». Репрессирован в 1937 г. Реабилитирован посмертно.
1.С.А.Есенин ПСС УП (3), 763 2.Летопись – 1, 204. 3.Летопись – 2, 116. 4.Юсов, 73. 5.Поэты – 8, 91.
Яр-Кравченко Анатолий Никифорович (1911 – 1983), художник.
Родился в Благовещенске. Когда погиб С.Есенин,
Анатолию Кравченко было 14 лет. Жил в Святошино (предместье Киева). При поступлении в Ленинграде в Академию художеств познакомился
с поэтом Н.А.Клюевым, и длительное время его становление как художника проходило под опекой Н.Клюева и его окружения. Клюев
посоветовал молодому художнику взять псевдоним Яр-Кравченко, впервые использованного при написании портрета С.А.Есенина.
В 1929 г. художник пытается нарисовать С.Есенина в
рост. Необходимым справочным материалом его снабдил Н.Клюев. «Работаю над Есениным, - писал художник родителям. – Это такая
радость. Весь захвачен созданием первой в своем духе вещи». Работая над портретом С.Есенина, А.Н.Яр-Кравченко вел дневниковые
записи о встречах с людьми из окружения поэта. Встречался и беседовал с С.А.Толстой-Есениной. Именно ей Н.Клюев писал о процессе
создания портрета Есенина 22 января 1930 г.: «Глядели знающие люди, говорят, что это истинный Есенин. Я увидел, заплакал, до того
нарисовано хорошо и душевно, а по замыслу, и по простоте, чистоте линии, близко Сереженьке! (…) Есенин изображен во весь рост,
под плакучей березой, где каждый листик со смыслом. По рисунку вещь изумительная. Прекрасны задумчивые облака, плакучая березынька
на заднем плане и какое-то беклиновское очертание далекого леса…». 12 апреля 1930 г. портрет С.Есенина был приобретен за 100
рублей Пушкинским домом. Попытки поместить репродукцию портрета в книге С.Есенина не увенчалась успехом из-за развернувшейся
в стране кампании против «есенинщины». Е.Ф.Никитина писала художнику: «Сейчас иное отношение к Есенину и не рекомендуется
его и о нем что-нибудь печатать. Подождем. (…) При первой же возможности издать сообщу Вам».
Народный художник России, лауреат Государственной
премии А.Н.Яр-Кравченко в течение всей своей жизни обращался к образу С.Есенина. Он создал штриховые и акварельные портреты
поэта, любил и знал есенинские стихи. Известны следующие его есенинские работы: 1929 г. – Бюст Есенина работы скульптора Н.Дыдыкина.
Эскиз. Масло; 1930 г. – Портрет С.Есенина в рост. Карандаш. Хранится в музее Пушкинского дома; 1930 г. – Портрет С.Есенина в рост.
Масло. Утрачен в 1942 г. в блокаду Ленинграда; 1951 г. - Погрудный портрет Есенина. Бумага. Карандаш; 1951 г. – портрет Есенина для
книги «Избранные стихи Есенина» (составитель П.И.Чагин); 1970 г. – Погрудный портрет Есенина. Перо. Для газеты «Литературная
Россия»; 1970 г. – Погрудный портрет Есенина. Акварель для журнала «Огонек»; Для Министерства связи - погрудный портрет Есенина.
Перо. Для репродуцирования на постовых марках и специальных почтовых конвертах.
1Письма, 466 – 469. 2..Т.А.Кравченко. «Это Есенин в лучшие свои минуты». - Наследие Есенина и русская национальная идея: современный взгляд. – Москва-Рязань-Константиново, 1005.
– С.413 – 419. . 3. Поэты – 8, 154, 254, 256.
Ярмолинский Авраам (Абрам) Цаллевич (1890 – 1975, США), литературовед, переводчик.
Родился и образование получил в России. Обучался
в университете в Швейцарии. В 1913 г. переехал в США. В 1921 г. окончил Колумбийский ун-т, получил звание доктора филологических
наук.
В 1921 г. А.Ярмолинский составил в сотрудничестве
со своей женой Бабет Дейч антологию «Современная русская поэзия» в английском переводе, в которую были включены несколько
стихотворений С.Есенина. «Когда осенью следующего года я узнал из газет, - вспоминал А.Ярмолинский, - что Есенин приехал в
Нью-Йорк с Айседорой Дцнкан, я попросил издателя выслать ему экземпляр книги и написал об этом Есенину».
1 ноября 1922 г. из Нью-Йорка С.Есенин ответил А.Ярмолинскому,
в котором сообщил, что не получил своей книги, изданной в Америке. «Очень хотел бы поговорить с Вами лично. Если можете, то
позвоните.», - писал поэт. .
Встреча состоялась в Публичной библиотеке (на
Пятом авеню). А.Ярмолинский заведовал в библиотеке славянским отделом. Есенин предложил свои услуги по снабжению Публичной
библиотеки советскими изданиями.
При встрече зашел разговор об издании произведений
С.Есенина в США. «Удивил меня Есенин и своим предложением издать в Нью-Йорке сборник его стихов в моем переводе, - вспоминал
А.Ярмолинский. – Через несколько Дей я навестил его в гостинице «Валдорф-Астория» (…) Когда я собирался уходить, Есенин небрежно
сорвал с бювара лист запачканной кляксами промокательной бумаги, согнул его пополам и в эту импровизированную папку вложил
тут же пачку листов бумаги. Затем на обложке написал карандашом: «Сергей - Essenin - Russia - Стихи и поэмы - Перевод Ярмолинского”. Рукопись - я её сохранил - состоит из девятнадцати листов, написанных
карандашом (…) Впрочем, дальше составления рукописи Есенин не пошел. Передав её мне, он, видимо, потерял интерес к своей затее,
и мы больше не встречались»
Нью-йоркская газета «Новое русское слово» 20 декабря
1922 г. опубликовала рецензию А.Ярмолинского на поэму С.Есенина «Пугачев», в которой отмечалось: «Пугачев» - это одно из последних
произведений С.Есенина, написанное под влиянием революционного преклонения перед народным вождем Емельяном. (…) «Пугачев»
написан красиво и оригинально. Читается с упоением».
В 1923 г. в Лондоне издается антология на английском
языке «Современная русская поэзия» (составление и перевод Б.Дейч и А.Ярмолинского) с отрывками из стихотворений С.Есенина
«Табун», «Голубень» и с 3-й частью поэмы «Преображение». «Книга снабжена предисловием, - отмечалось в хронике журнала «Печать
и революция» (1924, № 4), - обзором русской поэзии со времен Пушкина. Кроме того, каждому поэту посвящается небольшая вступительная
заметка, дающая краткие биографические и историко-литературные сведения о нем. В этот том входят, главным образом, произведения
русской поэзии Х1Х века и эпохи символизма. Из собственно новейшей поэзии включены стихи «крестьянской группы» С.Есенина,
Н.Клюева, П.Орешина. Хорошо представлены в книге А.Юлок, Вяч. Иванов, В.Брюсов».
В 1927 г. А.Ярмолинский и Б.Дейч издали в Нью-Йорке
расширенную антологию русской поэзии, включив в неё как старые, переведенные на английский язык, стихотворения С.Есенина
«Табун», «Голубень», «Преображение», так и новые «Там, где капустные грядки…» и «Осень».
А.Ярмолинский - автор книг о Тургеневе (1926), Достоевском
(1934) и др. В 1957 г. опубликовал в нью-йоркском «Новом журнале» воспоминания «Есенин в Нью-Йорке», подробно описывая как положительные
(разговор об издании книги), так и отрицательные (скандал на вечеринке у еврейского поэта Монилейба) случаи поведения русского
поэта в американском обществе.
1.С.А.Есенин ПСС УП (3), 763. 2.Летопись – 3 (1), 241. 3.Летопись – 3 (2), 572 4.Летопись – 4, 180, 377. 5.РЗЕ, 1, 229 – 234. 6.Вдовин, 335, 336, 338. 7.Юсов,34. 8.Незабытые могилы – 6, кн.3, с. 675. 9.Поэты
– 8, 45.
Яровой Павел (Комаров Федот Емельянович) (1887 – 1951), прозаик.
Родился в крестьянской семье. Печатался с 1914 г.
Переписывался с М.Горьким, который советовал П.Яровому «серьезно заниматься изучением литературного языка, литературных
форм». После революции был типичным «попутчиком». Состоял в кружке писателей имени Неверова
В Самаре 3 мая 1921 г. во время поездки в Туркестан
С.Есенин познакомился с текстом выступления П.Ярового на собрании самарского ЛИТО. Во время прогулки по перрону С. Есенин
прочитал в стенгазете (скорее всего, выпуск Самарского РОСТА) заметку об имажинистах. В письме А. Мариенгофу сообщал: «Сегодня
с тоски, то есть с радости, вышел на платформу, подхожу к стенной газете и зрю, как самарское лито кроет имажинистов. Я даже
не думал, что мы здесь в такой моде. От неожиданности у меня в руках даже палка выросла, но за это, мой друг, тебя надо бить по
морде».
В стенгазете приводился текст критического
выступления П.Ярового (Ф.Е.Комарова) о новых литературных течениях на заседании самарского Литературного объединения (Лито).
В нем говорилось: «Я это говорю по адресу футуро-имажинистов, которые прикрывают свою сущность, свое ковырянье в собственном
бездушье фиговым листом исканий формы, чем и хотят поразить мир. Что они индивидуалисты до мозга костей, что между мастером
футуро-имажинистом и массой непроходимая пропасть, что поэзия мастеров школы «новых течений» не жизненна (…) этого доказывать
почти не нужно - стать впререди авангарда трудящихся масс они не могут никогда… И я прав, если скажу, что футуро-имажинисты
- словоблудники, пишут с потолка, справляют праздник галлюцинаций. (…) Футуро-имажинистов читает и слушает осколок интеллигентской
группы, часть из любопытства, часть сочувствуя, но не совсем-таки понимая. И то, что они пишут почти только для самих себя,
говорит о их крайнем индивидуализме».
1.Летопись – 3 (1), 105, 125 2.Антология крестьянской
литературы. М., 1931 (автобиографии).
Ярославский А.Б., поэт.
В Чите в мае 1921 г. состоялся «Спор об имажинизме».
На заседании читались стихи С.Есенина и других поэтов-имажинистов. Доклады о новом литературном течении сделали П.Дрягин
и П.Незнамов. Оппонентами были приглашены А.Б.Ярославскимй, Н.Чужак и др.
Летопись- 3 (1), 106
Ярославский Емельян Михайлович (Миней Израилович Губельман), (1878 – 1943), партийный работник.
Родился в семье ссыльнопереселенцев. Член РСДРП
с 1898 г. Организатор стачки в Ярославле, ха что был арестован и сослан на каторгу в Нерчинск. После Октября возглавлял Якутский
комитет общественной безопасности. После переезда в Москву редактировал газеты «Социал-Демократ», «Деревенская правда».
Был избран в члены ЦК партии, входил в редколлегию «Правды», возглавлял Пермский губком.
Есенин знал Е.Ярославцева по его публикациям. Поэт
был осведомлен о некоторых фактах биографии известного партийного деятеля А.М.Краснощекова, послужившего прототипом Рассветова
в «Стране Негодяев». О судебном процессе над А.М.Краснощековым, сторонником частного рынка, .Есенин мог прочитать в «Известиях
ВЦИК» (1924 24 февраля) в материале секретаря Президиума ЦК Е.Ярославского.
Е.Ярославский сменил в должности редактора журнала
«Красная новь» Ф.Раскольникова. До этого отстраненный от должности первый редактор журнала Воронский добивался возвращения
на прежнюю должность, так как Е.Ярославский так и не приступил к работе. «У меня в редакции перемены, - писал Воронский Горькому,
- тов. Раскольников заменен Ярославским. Он - не напостовец. Я снова получил возможность работать в «Нови» Моя редколлегия
в новом составе работе не мешает».
Е.Ярославский долгие годы возглавлял Центральный
союз воинствующих безбожников, проводил жесткую антицерковную политику в стране.
1.С.А.Есенин ПСС Ш, 557; У1, 680. 2.Википедия.
Ярхо Борис Исаакович (1889 – 1942), прозаик, фольклорист, стиховед.
Окончил Московский ун-т, в котором с 1915 по 1921 годы
преподавал филологические дисциплины в должности приват-доцента, затем профессора. Начинал как фольклорист, затем занимался
теорией стихосложения. .
15 октября 1918 г. в Москве открывается Школа стиховедения,
лекторами которой приглашены видные поэты (К.Бальмонт, А.Белый, С.Есенин и др.) и литературоведы, в том числе приват-доцент
Б.И.Ярхо.
Б.Ярхо с 1922 по 1930 гг. работал в Академии художественных
наук (ГАХН) заведующим кабинетом теоретической поэзии. Его арестовали в 1935 г. по делу «О Большом немецко-русском словаре»,
сослали в Омск. В последние годы жизни работал над «Словом о полку Игореве». Умер в Саранске от туберкулеза.
1.Летопись – 2, 165. 2.Википедия.
Яршев, свидетель в суде.
23 марта 1924 г. на московской улице Малой Бронной
произошло столкновение между С.Есенины и братьями Нейман. Поэт был доставлен в 15-е отделение Москвы. Свидетели Яршев, Бурцев
и Пуговкин дали показания, что именно Нейманы старались избить Есенина.
Материалы, 327.
Ясенин А.Н. - см. Есенин А.Н.
Ясенин Н.О. – см. Есенин Н.О.
Ясенина А.П. – см. Есенина А.П.
Ясенина Т.Ф. - см. Есенина Т.Ф.
Ясенский Бруно (Зисканд В.Я или Зисман
А.) (1901 – 1938), польский поэт, прозаик.
Родился в Польше в семье врача.В 1912 г. окончил Ягеллонский
ун-т Краковской губернии. С 1918 г. печатал стихи. Относился к группе польских футуристов. В 1922 г. издал в Кракове на польском
языке отдельной книгой поэму «Песнь о голоде», которая, по мнению рецензента С.Млодоженца, была написана «под свежим впечатлением
от русской поэзии (Маяковский - Есенин)». На связь поэзии Б.Ясинского с русскими поэтами, в том числе и имажинистами, указал
С.Жеромский в книге «Снобизм и прогресс» (1923).
В 1923 г. Б.Ясинский опубликовал переведенную им
на польский язык «Исповедь хулигана», «Преображение» С.Есенина. Он, как переводчик поэзии С.Есенина, по манере и мастерству
уступает переводам есенинских произведений Владислава Броневского, так как для рифм при переводе позволял себе серьезные
изменения есенинского текста, нередко искажающие мысль автора.
Б.Ясенский активно участвовал в политическом
движении. В 1925 г. вынужден был эмигрировать во Францию, но был выслан за публикации и коммунистическую пропаганду. С 1929 г.
работал в СССР. Редактировал журнал «Иностранная литература». Избирался членом правления Союза писателей СССР.
Б.Ясенский - автор романов «Я жгу Париж» (1932), «Заговор
равнодушных» (не закончен) и др. Долго работал над романом «Человек меняет кожу», рукопись которого была сохранена его женой
А.Берзинь, близкой знакомой С.Есенина.
Б.Ясенский был репрессирован, реабилитирован посмертно.
1.Летопись – 3 (2), 572 2.Материалы,367. 3.Творчество С.А.Есенина и современное есениноведение. – Рязань,1987.
– С. 104
Ясенский Янко, словацкий поэт, переводчик
Приезжал в 1918 г. в России. Познакомился с поэзией
С.Есенина. В 1936 г. в Словакии вышла книга стихов Есенина в переводе классика словацкой поэзии Янко Ясенского.
Летопись – 1, 53.
Ясинская Зоя Иеронимовна (1896 – 1980), историк литературы, преподаватель.
Познакомилась с Есениным в доме отца, литератора
И.И.Ясинского. «Блондин с почти льняными, светлыми волосами, слегка вьющимися, - вспоминала З.И.Ясинская. – Есенин был довольно
коротко острижен (отпускать волосы он стал позднее), глаза голубовато-серые, очень живые и серьезные, внимательные, но с какими-то
удивительно озорными искорками, которые то вспыхивали, то вновь исчезали. Вообще он был красив типичной неброской славянской
красотой, довольно распространенной на севере; надо приглядеться, чтобы заметить её. (…) Первые месяцы после приезда Есенин
часто бывал у нас в будние дни, заходил запросто, обедал, делился своими впечатлениями…»
Присутствовала на выступлении С.Есенина на вечере
общества «Краса» Есенин был одет в шелковую рубашку, которая шла ему. «В этом костюме Есенин и появился на эстраде зала Тенишевского
училища, - писала З.И.Ясинская. – В руках у него была балалайка (на деле - гармонь), на которой он, читая стихи, очень неплохо
и негромко себе аккомпанировал. (…) Волнистые волосы Есенина к этому времени сильно отросли, но из зрительного зала казалось,
что по ним прошлись щипцы парикмахера. Голубая рубашка, балалайка и особенно сапожки, напоминавшие былинный стих «возле
носка хоть яйцо прокати, под пятой хоть воробей пролети», - всё это изменило обычный облик Есенина. (…) Читал Есенин на этом
первом вечере великолепно. Он имел успех».
В своих воспоминаниях З.Ясинская рассказала, как
принимали С.Есенина в в члены кружка Случевского. Для этого молодому поэту в присутствии Н.Гумилева, Ф.Сологуба и других
поэтов-акмеистов пришлось прочитать два стихотворения о природе.
З.Ясинская вспоминала поведение С.Есенина перед
встречей в декабре 1915 г. с Анной Ахматовой. «Помню, - писала она, - как волновался Есенин накануне назначенного свидания с Анной
Ахматовой: говорил о её стихах и о том, какоё он её себе представляет, и как странно и страшно, именно страшно, увидеть женщину-поэта,
которая в печати открыла сокровенное своей души. Вернувшись от Ахматовой, Есенин был грустным, заминал разговор, когда его
спрашивали о поездке, которой он так ждал. Потом у него вырвалось: «Она совсем не такая, какой представлялась мне по стихам».
Большое впечатление произвело на З.Ясинскую чтение
С.Есениным на одном из вечеров у её отца в конце 1915 – начале 1916 гг. стихотворения «Песнь о собаке».
После революции З.Ясинская в 1923 г. была студенткой
Всероссийского литературно-художественного ин-та, руководимого В.Брюсовым. Вспоминала, как С.Есенин «приходил к брюсовцам
незваный, приходил запросто «в гости на широкий двор», как сам однажды выразился. В осенние сумерки, в 5- 6 часов, когда начинались
занятия, и не заходя в вестибюль, становился под деревьями (кажется, кленами) и, нетвердо держась на ногах, мирно покачиваясь
и помахивая черным снятым с головы цилиндром, начинал вслух читать свои стихи. Сидевшие на лекции ближе к окнам, откуда виден
был сад, раньше других заслышав звонкий голос Есенина и увидев его под деревьями, быстро и бесшумно выскальзывали из аудитории
(в актовом зале было очень много дверей). «Есенин, у нас Есенин», - шелестело по рядам, и через две минуты ошеломленный лектор
созерцал лишь опустевшие красивые стулья и брошенные на них тетрадки, папахи, фуражки. Все убегали слушать Есенина. Профессура
относилась к таким побегам либерально, не мирился только П.С.Коган. У него чаще других бывали первые часы, Коган возмущался,
разыскивал ректора и почему-то никогда не мог его найти».
В 50-е годы З.Ясинская написала воспоминания «Мои
встречи с Сергеем Есениным», опубликованные в журнале «Литературная Армения» (Ереван, 1959, № 4), в дальнейшем перепечатанные
в сборниках воспоминаний о поэте.
1.С.А.Есенин ПСС У1, 408, 414. 2.Летопись - 1, 266, 272, 304.
3. Летопись4, 94. 4. Карохин-2000, 50 7, 8. 5.Поэты – 8, 191, 212.
Ясинская К.И. – см. Степанова К.И.
Ясинский Иероним Иеронимович (1850 – 1931), прозаик журналист, редактор.
Родился в Харькове. Окончил гимназию. Учился на
естественных факультетах Киевского и Петербургского ун-тов. Печатался с 1870 г. Выступал как писатель демократического направления.
Первые произведения И.Ясинского получили положительное одобрение М.Е.Салтыкова-Щедрина, И.А.Гончарова, А.П.Чехова и др. В
начале ХХ в. публиковал романы охранительного характера: «Первое марта» (1900), «Под солнцем Сатаны» (1911) и др. Был известен как
редактор журналов «Ежемесячные сочинения» (1901 – 1902), «Беседа» (1903 – 1908), «Новое слово» (1908 – 1914). Активно участвовал в общественной
жизни.
1 октября 1915 г. С.Есенин познакомился с И.Ясинским
на его квартире во время проведения собрания литературного кружка «Вечера К.К.Случевского». Привел Есенина поэт С.Городецкий,
который «рекомендовал Есенина отцу, - вспоминала З.И.Ясинская, - как молодого, нигде не печатавшегося поэта с крестьянской
тематикой и образами (…) У нас, на Черной речке Есенину было интересно. Когда собирались гости, говорили много, чаще всего
об искусстве, внимательно следили за ростом молодых писательских сил, спорили о направлениях».
10 октября 1915 г. И.И.Ясинский - участник организационного
собрания литературного общества «Страда» на квартире С.Городецкого, у которого в это время жил С.Есенин. Молодой поэт передал
И.Ясинскому для публикации в газете «Биржевые ведомости» (1915, 11 октября). стихотворения «Выть» (Черная, потом пропахшая выть..»).
Как избранный председателем литературно-художественного
общества «Страда» 17 октября 1915 г. И.И.Ясинский активизировал пропаганду творчества С.Есенина и Н.Клюева, неоднократно
в печати и выступлениях рассказывая об их поэзии. 19 ноября 1915 г. на первом вечере общества «Страда» в произнесенном «Слове
о «Страде» он определил задачи общества, его цели, направленные на поддержание народной поэзии и возможностью соединения
её со всей современной литературой. Предупредил, что «тенденции «Страды» ничего общего со старым народничеством иметь не
будет». Эта точка зрения не нашла поддержки у С.Городецкого.
В конце ноября 1915 г. С.Городецкий и председатель
литературного общества «Страда» И.Ясинский окончательно определили свои позиции. И.Ясинский считал, что «идеал,
который ставит себе «Страда» - не народничество, а народность, а практика - не подыгривание к народу, не опускание
до его низов, а поднятие самого народа до верхов, до каких уже поднималась русская творческая мысль…». С.Городецкий
прислал И.Ясинскому резкое письмо, полное личных выпадов, что вызвало недовольство у некоторых членов «Страды», в том числе
у Есенина и Клюева. «На Клюева и Есенина письмо Городецкого к Вам произвело ужасное впечатление, и они открыто говорят о полной
своей от Городецкого отчужденности», - писал 26 ноября 1915 г. секретарь «Страды» В.В.Игнатов И.Ясинскому. Спор завершился
выходом С.Городецкого из общества «Страда». С.Есенин и Н.Клюев поддержали И.Ясинского. Через некоторое время С.Городецкий
сообщил поэту А.Ширяевцу в Ташкент: «Есенин и Клюев меня предали…».
10 декабря 1915 г. на вечере «Страды», посвященном
произведениям С.Есенина и Н.Клюева, И.Ясинский говорил о появлении на литературном поприще новых имен Клюева и Есенина. «Мужественнее
и грознее муза Клюева, - подчеркивал И.Ясинский, - женственнее и нежнее муза Есенина. Они точно представляют собой мужское
и женское начало народной души в её поэтических проявлениях. Достаточно послушать наших поэтов и вникнуть в мелодии жажды
света, воли, любви и красоты юного Есенина и в угрюмые, как северные леса, и широкие и звучно льющиеся, как могучие северные
реки, стихи Клюева, чтобы на вас пахнуло дыханием какой-то небывалой еще у поэтов, приходящих из народных сутёмок (пользуюсь
выражением Клюева), мощи и грозовой яркости настроений.».
Приглашая Н.Н.Фигнера принять участие в «Страде»,
И.Ясинский ему писал: «Когда Вы познакомитесь с таким самородками нашими, как наши, например, страдники Клюев и Есенин, Вы
поймете, почему мы столь настойчиво добиваемся Вашего участия в нашем воистину хорошем и общенародном деле» . В декабре 1915
г. И.Ясинский знакомит С.Есенина с художником И Е..Репиным в «Пенатах», где поэт читал присутствующим свои стихи. .
В изданном сборнике «Страда» (1916) были напечатаны
рассказ И.Ясинского «К новым небесам» и стихотворение С.Есенина «Теплый вечер» («Теплый вечер грызет воровато…»).
В феврале-марте 1916 г. Есенин и Ясинский обменялись
теплыми дарственными надписями. На «Радунице» (1916) С.Есенин написал: «Самому доброму, самому искреннейшему писателю и человеку
во ипостаси дорогому Иерониму Иеронимовичу Ясинскому на добрую память от размычливых упевов сохи-дерехи и поёмов Константиновских-Мещерских
певнозобых озер. Сергей Есенин 1916. 7 февраля. Пт.». В свою очередь, И.Ясинский на своем сборнике рассказов «Плоское» написал:
«Юному товарищу по мечтам и по перу прекрасному поэту Сереже Есенину Иер. Ясинский. 4 марта 1916».
21 февраля 1916 г., совпавший с прощеным воскресеньем,
С.Есенин на подаренной И.И.Ясинскому рукописи стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» написал: «День прощеный, заботливый
о гресех и любови к иже херувимы (у И.И.Ясинского). За приятным собеседованием».
20 ноября 1916 г. С.Есенин писал: «Дорогой Иероним Иеронимович!
Очень бы хотелось поговорить с Вами, но совсем закабалили солдатскими узами, так что и вырваться не могу. Сейчас готовлю книгу
вечерами для печатания, но прежде хотелось бы провести её по журналам. Будьте добры, Иероним Иеронимович, не откажите сообщить
о судьбе тех моих стихов, которые я Вам дал, когда был с Верхоустинским. Мне сейчас очень важно заработать лишнюю десятку
для семьи, которая по болезни отца чуть не голодает. Любящий и почитающий Вас Сергей Есенин. Царское Село. Канцелярия по постройке
Федоровского собора». В декабре 1916 г С.Есенин заходил в редакцию и оставил свои стихи И.И.Ясинскому для просмотра.
После Октября И.Ясинский, по словам З.Гиппиус, «перешел
к большевикам». В 1917 – 1918 гг. редактировал журнал «Красный огонек», затем работал в «Издательстве Совета рабочих и крестьянских
депутатов»
В архиве И.Ясинского сохранились автографы пяти
стихотворений С.Есенина. В своей книге «Роман моей жизни (книга воспоминаний)» (М.-Л., 1926) И.Ясинский рассказал об участии С.Есенина
в работе общества «Страда».
1.С.А.Есенин УП (3),763 2. Летопись – 1, 734. 3.Летопись – 2, 81, 84, 122. 4. Воспоминания – 86, 1, 438. 5.Письма, 308. 6.КЛЭ, т.8, стб. 1123 – 1124. 7.Белоусов, 1, 87. 8.Вдовин, 95 – 109. 9. Карпов, 62. . 10.Юсов, 66 11.Поэты-8,
330.
Ясный А. (Яновский А.М.), поэт.
Стихи А.Ясного публиковались в журнале «Красная
новь» (1924, 4-я книга) в подборке стихотворений С.Есенина, В.Казина, С.Клычкова, А.Ширяевца, П.Орешина, И.Зарудина.
Летопись – 4, 348.
Ясный (Попов) Владимир Михайлович, издатель, книготорговец.
В 1917 г. в Петроградском книжном магазине В.М.Ясного
продавался второй сборник «Скифы», в которых были помещены циклы стихотворений С.Есенина.
1.Летопись – 2, 70 2.Юсов, 69.
Ясслер Иосиф, американский поэт.
Как и С.Есенин был заявлен в 1923 г. для участия в
американском журнале «ТРИ», выходившего на трех языках: русском, английском и еврейском.
Летопись – 4, 99.
Яунзем Ирма, киргизская певица.
24 октября 1923 г. С.Есенин и Н.Клюев присутствовали
в Большой аудитории Политехнического музея на концерте народной песни киргиз-кайсаков (казахов и киргизов). Киргизские
песни исполняла Ирма Яунзем.
Летопись – 4, 114.
Яхонтов С., гость Дворца Искусств.
27 марта 1919 г., как и С.Есенин, подписал в Московском
Дворце Искусств приветственный адрес М.Горькому в связи с его 50-летием.
С.А.Есенин ПСС УП(2), 399
Яшвили Паоло (Павел) Джибраэлович (1895 – 1937), грузинский поэт.
Родился в грузинской дворянской семье города
Арагви. Печатался с 1911 г. В 1916 – 1930 годах входил в литературную группу грузинских поэтов «Голубые роги». В 1920 г. издал сборник
«Новая Колхида».
Встречался с С.Есениным в Тифлисе в 1924 г. Присутствовал
при чтении поэтом стихотворения «Поэтам Грузии» на квартире Т.Табидзе.
Вместе проводили время на дружеских вечеринках.
Однажды Паоло, нервничая, что долго готовили его любимое блюдо, не выдержал и бросил в кипящий котел кепку поэта Валериана
Гаприндашвили. Участники этого эпизода вспоминали, что С.Есенин особенно ликовал. Этому эпизоду Т.Табидзе посвятил строки
: «Пьяный Паоло варил на рассвете // Кепку свою в прокопченном котле…».
20 марта 1925 г. в письме Т.Табидзе из Москвы С.Есенин
передает привет Паоло Яшвили, с которым собирался пойти на охоту на кабанов и медведей, поэтому просил Т.Табидзе: «Спроси
Паоло, какое нужно купить ружье по кабанам. Пусть напишет №».
П.Яшвили – общественный и политический деятель
Грузии, избирался до 1934 г. членов ЦИК Грузии. В 1937 г. репрессирован. Реабилитирован посмертно.
1.С.А.Есенин ПСС УП (3), 763 . 2.Воспоминания – 86, 2, 439. 3.Поэты – 8, 6. 4.Википедия.
Ященко Александр Семенович (1877 – 1934), юрист, критик, издатель.
Родился в Ставрополье. После окончания гимназии
поступил на математический ф-т Московского ун-та, затем перевелся на юридический ф-т, который окончил в 1900 г. В 1909 г. защитил
диссертацию и работал профессором в Юрьевском ун-те. В 1911 г. переехал в Петроград. После Октябрьской революции в 1918 г. А.Ященко
в качестве эксперта по международному праву был включен в состав первой советской делегации в Берлин. В Советскую Россию
не вернулся. В Берлине основал журнал «Русская книга».
В берлинской газете «Голос России» (1920, 23 декабря)
опубликовал статью «Скифы», в которой дал оценку писателям и поэтам, печатавшихся в книгоиздательстве «Скифы», в том числе
писал и о произведениях С.Есенина «Инония», «Товарищ», «Триптих».
В 1922 г. работал редактором журнала «Новая русская
книга». В журнале «Русская книга» (Берлин, 1921, № 1) в обзорной статье «Писатели. Судьба и работы русских писателей, ученых
и журналистов за 1918 – 1920 гг.» кратко писал о С.Есенине. О поэте упоминал в статье «Русская поэзия за последние три года»
в журнале «Русская книга» (1921, № 3). Назвав С.Есенина и Н.Клюева «наиболее талантливыми» среди поэтов, критик, тем не менее,
назвал их Распутинами в поэзии и отметил в их поэзии не отражение деревенской поэтической традиции, а употребление слов
и выражений чисто сектантского, хлыстовского характера. «Это хлыстовско-распутинское «накатывание», - писал А.Ященко, -
и это земледельчески-мистический революционизм такого древнего, такого примитивного, дошедшего до нас из таких далеких веков
и таких дремучих лесов духа, что воистину диву приходится дивиться, когда некоторые «теоретики», вроде Иванова-Разумника,
с глубокомысленной миной рассуждают о «новом вселенском слове», якобы звучащем в этом мычании еще не цивилизованных дикарей…».
И.Эренбург 22 мая 1921 г. писал А.С.Ященко, что подобная
информация схожа с травлей в органах русской эмиграции некоторых уважаемых русских поэтов, как А.Белый, Блок, Есенин и др.
«Мне хочется верить, - писал И.Эренбург, - что Вы исправите неточности (в частности, об Сергее Есенине) и поймете, как болезненно
отражаются доходящие в Россию неосторожные обвинения». В письме А.С.Ященко 30 сентября 1921 г. И.Эренбург еще раз уточнил, что
«Есенина ценят в России все писатели различных направлений, его вечера устраивает Союз Писателей, и он товарищ председателя
Союза Поэтов, и что, увы! - враждебное отношение писателей в России к эмиграции вполне обосновано». .
. 14 мая 1922 г. А.Ященко встретился с Есениным в редакции
берлинской газеты «Накануне», выпросил у Есенина для публикации в журнале его автобиографию. С.Есенин, по воспоминаниям
секретаря редакции журнала Р.Б.Гуля, написал автобиографию на больших листах «с отставленными друг от друга буквами и падающими
вправо строками». В белградской газете «Русское слово» (1922,17 сентября) М.К.Первухин упрекал А.Ященко, что он «предоставил
страницы своего журнала для тех большевистских писателей, у которых есть охота заявить о собственном существовании». Публикация
«Автобиографии» С.Есенина послужила материалом для создания пародии на С.Есенина.
Сам А.Ященко не изменил свой отрицательной характеристики
С.Есенина. В статье «Литература за пять истекших лет» в журнале «Новая русская книга» (1923, № 11 – 12) писал: « С е р г е й Е с е
н и н вышел из деревни, из среды деревенских хулиганов, опьянен, возбужден и нервирован революционной жестокостью, и поэзия
его часто носит не то хлыстовский, не то разбойнический характер; но за всеми его неистовствами чувствуется огромная природная
песенная сила».
1.С.А.Есенин ПСС УП (1), 379. 2.Летопись – 2, 439. 3.
Летопись – 3 (1), 474 . 4.Летопись – 3 (2), 572 . 5Летопись – 4, 170. 6..Юсов, 21, 24. 7.Незабытые
могилы – 6, кн. 3, с. 692. 8..Поэты – 8, 94.
|