С.И. Зинин
 
С.А. ЕСЕНИН И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ
 
Биобиблиографический   справочник
 
- Я -
 

Яблоновский (Яблоновский-Спадзский) Александр Александрович (1870 – 1934, Париж), прозаик, публицист.

Родом из Херсонской губернии. Окончил Петербургский ун-т. Работал помощником присяжного поверенного. В 1894 г. дебютировал рассказом «Последний» в журнале «Русское богатство». Печатал политические фельетоны в «Киевской мысли». С 1916 г. работал в «Русском слове». Выступал с резкими нападками на футуризм. В.Шершеневич писал, что на диспутах «сидели критики, буржуазные писаки вроде Яблоновского, которые били себя кулаками в грудь и доказывали что «мир идет к гибели», и что между футуризмом и зверем из Апокалипсиса надо поставить знак равенства».

В гражданскую войну оказался на юге России. Эмигрировал через Египет во Францию. Сотрудничал в «Общем деле» Вл.Бурцева, в берлинском «Руле», парижском «Возрождении». В Париже был председателем Союза русских писателей и журналистов.

В рижской газете «Сегодня» (1923, 13 марта), дополняя статью «Есенин возвращается в Москву», опубликованной в этой же газете 1 марта 1923 г., напечатал статью «Морганический супруг», в которой писал: «Есенин потому и интересен, что он с головы до ног - советский. Это «советский» гений, «советский» характер, «советский» темперамент, так сказать, краса и гордость октябрьской революции. Не русский, а именно «советский». (…) Это советский Гомер за два-три месяца «работы» сделал столько, что теперь и в Европе, и в Америке «семь городов» спорят за честь посадить его в свою кутузку». Такую же отрицательную характеристику поэту А.Яблонский дал в материале «Громовержец» в газете «Сегодня» (1923, 27 марта),. «Вспомните, - писал он, - когда в Европу и Америку пожаловал из Москвы молодой поэт скверно-матерного направления, г-н Есенин, - разве не кончилось это самой вульгарной каталажкой? Кого г. Есенин удивил, кого поразил? Спокойные американцы даже к суду не привлекали за безобразие и сочли возможным ограничиться простым подзатыльником».

1.Летопись – 3 (2), 320, 376. 2.Мой век, 473, 535. 3.Незабытые могилы – 6, кн. 6, с.621.

 

 Яблоновский (Потресов) Сергей Викторович (1870 – 1954), театральный критик, журналист.

Окончил историко-филологический ф-т Московского ун-та. Трудовую деятельность начал журналистом. С 1901 г. работал в московской газете «Русское слово», печатавшейся в типографии товарищества И.А.Сытина. Регулярно печатал статьи по вопросам драматургии, актерского искусства, отчеты о художественных выставках, отклики на новые книги. Исай Павлов предложил С.Есенину показать его стихи С.В.Яблоновскому. «Он (И.Павлов) увлекается моими творениями, - писал С.Есенин 9 февраля 1913 г. М.Бальзамовой, - заучивает их наизусть, поправляет по своему взгляду и, наконец, понес Яблоновскому». Отзыв С.Яблоновского о стихах Есенина неизвестен.

После революции С.В.Яблоновский эмигрировал. Относился враждебно к советской идеологии. В берлинской газете «Руль» 21 марта 1925 г. критиковал Бориса Божнева за публикацию в своем сборнике стихов «Борьба за несуществование», посвященных С.Есенину и А.Кусикову.

1.С.А.Есенин ПСС У1, 23, 31, 274,281. 2. Летопись – 1, 152, 156, 157. 3.Письма, 18, 23. 4.ТЭ, т.5, с.1075. 5. Новое о Есенине – 3, 328

 

Яблонский Виктор Петрович (1897 - ?), поэт, актер.

Познакомился с Есениным в 1916 г. Контакты продолжались и в последующие годы. В.Яблонский проходил воинскую службу в Красной Армии с 1918 по 1921 гг. Затем в Москве работал актером в МХАТ-2. В 1924 г. перешел в Госиздате РСФСР заведующим отделом учета ответственных работников общего отдела. Был искренним поклонником поэзии Есенина.. С.Есенин подарил ему автографы стихотворений «Пойду в скуфье смиренным иноком…», «Ночь в поле и крик петухов…» Рукопись стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» была подарена с автографом «Виктору Петровичу Яблонскому» («В мире книг», 1970, № 9). Есенин вел с ним переговоры об издании сборника стихотворений. На одной из есенинской рукописи В.Яблонский написал: «Одновременно с «Песнью о великом походе» С.А. хотел издать в крестьянском отд. Госиздата сборник своих стихов, для этого отметил стихотворения в этой книге, тщательно избегал церковнославянских образов и мотивов».

27 августа 1924 г. В.Яблонский, заболевший очередным приступом эпилепсии, написал записку Есенину. Вместо обычной почтовой карточки В.Яблонский взял очень тонкую деревянную дощечку того же формата и на её лицевой стороне под именем «Серж» нарисовал три цветка красками, а на оборотной стороне написал текст записки «Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Пишу вместо Вас - Вам. Рассчитывали быть с Вами и не нашли Вас. 27/ УШ. В.Яблонский», адрес, наклеил марку и отправил адресату. 3 сентября 1924 г. С.Есенин ответил: «Дорогой Виктор Петрович! Спасибо за записку. Желаю Вам скорейшего выздоровления. Еду с радостью в надеждах хорошо отдохнуть. Жму ваши руки. С.Есенин».

На авантитуле книги «Стихи» (1924, Круг) 2 июля 1925 г. С.Есенин написал: «Милому Яблонскому Есенин. С любовью и со всеми пожеланиями в жизни, за чуткость, нежность и дружбу», а на своей фотографии - «Милому Яблонскому. С.Есенин». В.Яблонский был в списке близких друзей, приглашенных на свадьбу С.Есенина и С.Толстой.

Из Ростова-на-Дону в письме А.Берзинь 26 июля 1925 г. С.Есенин передает привет В.Яблонскому.

1.С.А.Есенин ПСС УП (3),761. 2.Летопись – 4, 358, 381, 391 3. Письма, 144, 284. 4.Материалы, 392 5. Поэты – 8, 329.

 

Яблочкина Александра Александровна (1866 – 1964), драматическая актриса.

Любовь к театру с детства привил отец А.А.Яблочкин. В 1886 – 88 гг. играла в Театре Корша роль Софьи в «Горе от ума» А.С.Грибоедова. С 1888 г. до конца жизни работала В Малом театре. Народная артистка СССР.

Выступала с артистами и поэтами С.Есениным, А.Мариенгофом и В.Шершеневичем 9 июня 1919 г. в Большом театре на вечере, весь сбор с которого поступил «в пользу семей павших в боях красноармейцев»

2.Летопись – 2, 274. 2.ТЭ, т.5, с. 1076.

 

Явиц З., поэт.

В 1920 г. рязанские поэты подготовили и издали сборник «Голгофа строф: Стихи». Среди авторов - рязанский поэт З.Явиц. Стихи С.Есенина в этом сборнике не были напечатаны, хотя были им высланы.

С.А.Есенин ПСС УП (3), 110.

 

Яворская (урожд. Гюббенет, в замужестве кн. Барятинская) Лидия Борисовна (1871 – 1921, Англия), драматическая актриса.

Впервые на сцене выступила в 1893 г. в Киеве. В пьесе «Блуждающие огни». В 1893 – 95 гг. играла в Театре Корша, в 1895 – 1900 гг. - в Театре литературно-художественного общества А.Суворина. Основала в Петербурге «Новый театр».

13 апреля 1917 г. участвовала в «Вечере свободной поэзии», проводимом в петроградском Тенишевском зале художественным обществом «Искусство для всех». С.Есенин читал «Марфу Посадницу». Л.Б.Яворская прочитала стихотворение Уитмана «Громче ударь, барабан».

Эмигрировала в Англию. Избиралась председателем общества деятелей искусства и литературы.

1.С.А.Есенин ПСС УП (2), 540,577. 2. Незабытые могилы – 6, кн. 3, с.625.

 

Яворский К., польский критик, литературовед.

Исключительную роль К.Яворский сыграл в пропаганде творчества С.Есенина в Польше. Начиная с 1926 г., когда он перевел есенинское стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…», в течение последующих десяти лет перевел и опубликовал на польском языке несколько десятков стихотворений своего любимого поэта. «Его переводы правильно было бы определить как конкретные», - писал критик В.Пиотровский.

В 1931 г. К.Яворский впервые издал в Польше «Избранное» Есенина, а в 1935 г. – «Исповедь хулигана» и другие произведения.

Творчество С.А.Есенина и современное есениноведение. – Рязань,1987. – С. 104

 

Ягода (Иегуда) Генрих (Гирш) Григорьевич (1891 – 1938), чекист.

Родился в Ярославской губернии. Участник революционного движения. В 1904 – 1905 гг. участвовал в работе подпольной типографии. С 1907 г. член РСДРП. В 1911 г. сослан на два года. Участник Октябрьской революции в Петрограде. С 1918 г. возглавлял Петроградский ЧК, с 1924 г. - заместитель председателя ОГПУ. Получал поддержку И.Сталина.

9 мая 1927 г. было прекращено дело, возбужденного при жизни на С.Есенина. 10 мая 1927 г. это решение было утверждено Г.Ягодой.

С 1934 г. возглавлял НКВД. Активно проводил необоснованные репрессии. В 1938 г. осужден за шпионаж. 15 марта 1938 г. расстрелян.

1.С.А.Есенин ПСС УП (2), 524. 2.Летопись – 4, 158.

 

Ягужинский Сергей Иванович (1862 - 1946), художник.

Иллюстрировал «Мертвые души» Н.В.Гоголя. Его рисунки С.Есенин в «Железном Миргороде» ошибочно приписал художнику З.Е.Пичугину, также иллюстрировавшему произведения Н.В.Гоголя.

С.А.Есенин ПСС У, ,401

 

Якобсон Роман

В 1930 г. в статье «О поколении, растерявшем своих поэтов» (берлин, 1931), написанной на смерть В.Маяковского, Р.Якобсон вспоминает смерть С.Есенина. «Если для Маяковского и Хлебникова, - писал он, - «родина творчества - это будущее, откуда дует ветер богов слова», то Есенин - это лирический взгляд в прошлое; в стихотворения, в поэзии Есенина нашла свое отражение усталость его поколения».

СЕ, Рязань, 2011, № 12, с.29.

 

 Яковлев Ал., журналист.

В 1924 - 25 гг. работал в редакции газеты «Бакинский рабочий». Сфотографировался вместе с С.Есениным, П.Чагиным и другими сотрудниками газеты. Сопровождал С.Есенина, по воспоминаниям В.И.Качалова, как настоящий охранник. 5 мая 1925 г. вместе с Есениным присутствовали в клубе нефтяников на вечере в честь дня печати. «На вечере были газетчики и некоторые нефтяники, - вспоминал Е.Гурвич. – Был еще рифмоплет-фельетонист Яковлев. Напитков было много, но Есенин почти не пил - весь вечер, длившийся почти до утра. Есенин и Яковлев перекидывались стихами. К величайшему сожалению никто не записал ни слова».

 30 декабря 1925 г. в «Бакинском рабочем» в заметке «Есенин» Ал.Яковлев отмечал, что и в жизни и в поэзии поэт проявлял свою «яркую индивидуальность».

1.С.А.Есенин УП (3), 260. 2.СЕСЖ, 439 3.Карпов, 59. 4.Поэтика и проблематика творчества С.А.Есенина в контексте Есенинской энциклопедии. – Москва-Константиново-Рязань, 2009. – С.419. 5.Поэты – 8, 102.

 

Яковлев (Трифонов-Яковлев) Александр Степанович (1985 – 1953), прозаик.

Печатался в журнале «Красная новь». Подписал 9 мая 1924 г., как и С.Есенин, коллективное письмо в Отдел Печати РКП с требованием прекратить необоснованные нападки со стороны критиков журнала «НА посту» на писателей-попутчиков, которые своим творчеством достойно служат новой советской России.

1.С.А.Есенин ПСС УП (2), 247, 439. 2.Летопись – 3 (2), 228. 3Летопись – 4, 273. 4..Письма, 137.

 

Яковлев Борис Николаевич (1890 – 1972), художник.

Москвич. В 1918 г. окончил Московскую художественную мастерскую. Известен как мастер индустриального и лирического пейзажа.В 1920-годы входил в «Ассоциацию художников революционной России» (АХРР), возглавляемую художником П.А.Радимовым, который стремился познакомить художников с поэтами. П.Радимов был одним из близких друзей С.Есенина.

Аверина, 72

 

Яковлев К., прозаик.

Автор рассказа «Лакировщик Авдей», на который обратил внимание С.Есенин в неоконченном обзоре «О сборниках произведений пролетарских писателей».

С.А.Есенин ПСС У, 539.

 

Яковлев Михаил Степанович (? – 1991), студент.

В 1924 году учился в Царскосельском сельскохозяйственном институте. Встречался с С.Есениным летом 1924 г. во время приезда поэта в Детское (Царское) Село. Об этой встрече писал: «Писать о Есенине не так просто. Его образ чрезвычайно сложный и даже противоречивый. Только что он вместе со всеми шутил, смеялся и вдруг… глубокая задумчивость, грусть и тоска, а между тем, когда с ним встречаешься, он весь в улыбке, глаза светятся добрым и ласковым светом… Таким он и запомнился мне. И вот первая встреча, Это было в 1924 году. Сергей Есенин приезжал к нам в Детское Село. Состоялся вечер поэзии в студенческом клубе. С.А.Есенин читал свои новые стихи. Читал их несколько нараспев, но настолько ярко и трогательно, что заполонил мне сердце и душу. Особенно мне понравились стихи о России, о Родине, «Песнь о собаке», «Отговорила роща золотая…» и много других стихов». М.Яковлев сфотографировался с С.Есениным и И.Приблудным и другими студентами на фоне памятника Пушкину.

В дальнейшем защитил кандидатскую диссертацию, работал на Кавказе.

1.С.А.Есенин ПСС УП (3), 251. 2.Летопись – 4, 316, 319. 3. Карохин-2000, 102, 106, 110. 4. Новое о Есенине – 3, 493, 494.

 

Яковлев Павел Михайлович, соученик С.Есенина. .

Учился вместе с Г.Панфиловым в Спас-Клепиковской учительской школе, которую окончил в 1911 г., годом раньше С.Есенина. С.Есенин сфотографировался с ним и группой учеников выпуска 1911 г. Об этом писал Г.Панфилову в июне 1911 г. О Яковлеве Сергей Есенин отзывался нелестно.

1.С.А.Есенин ПСС У1, 248, 249 2.Летопись – 1, 124, 526. 3.Новое о Есенине – 3, 405, 406.

 

Яковлев (Эпштейн) Яков Аркадьевич (1896 – 1938), партийный и советский работник.

3 июля 1922 г. И.В.Сталин написал письмо «Всем членам Политбюро», в котором поддержал предложение о создании при поддержке государства самостоятельной организации «Общество развития русской культуры». Заместитель заведующего АПО ЦК РКП(б) Я.Яковлев приложил к письму заключение о состоянии дел в литературе за 1921 – 1922 гг., в котором назвал основные литературные группы, в том числе и имажинистов (А.Мариенгоф, С.Есенин, В.Шершеневич и др.). Политбюро ЦК РКП(б) приняло решение о создании Комиссии в составе И.Ионова, Я.Яковлева и Н.Мещерякова по объединению писателей и поэтов в самостоятельное общество. 24-25 октября 1922 г. в «Правде» публикуется статья Я.Яковлева «О пролетарской культуре в Пролеткульте», завершавшая дискуссию о работе Пролеткультов.

В 1924 г. работал заведующим Отдела печати ЦК РКП(б). Под его председательством прошло 9 мая 1924 г. литературное совещание, на котором были поддержаны «попутчики», письмо которых зачитали и приняли соответствующее решение.

Со второй половины 1924 г. Я.Яковлев короткое время работал ответственным редактором газеты «Беднота», а с 1929 г. – народным комиссаром земледелия СССР.

1.С.А.Есенин ПСС УП (2), 438, 439. 2.Летопись – 3(2), 105, 109, 174. 3. Летопись – 4, 288. 4.Материалы, 362.

 

Яковлева Варвара Николаевна (1884 – 1941), служащая.

  Из мещан. Окончила физико-математический ф-т Московских высших женских курсов (1907). Член РСДРП с 1904 г. Участница Декабрьского вооруженного восстания 1905 г. в Москве. Неоднократно подвергалась арестам, ссылкам. Некоторое время жила в эмиграции. В Февральской революции 1917 не участвовала (находилась в больнице). С апреля секретарь Московского областного бюро РСДРП(б). Сотрудничала в газете "Социал-демократ", занималась воссозданием партийных организаций в Центральном промышленном районе. Делегат 6-го съезда РСДРП(б) (26 июля – 3 августа) от Московской организации; избрана кандидатом в члены ЦК. С 25 октября 1917 г. член Боевого партийного центра по руководству восстанием; вошла в состав Московского ВРК; сторонница решительных действий по взятию власти Московским Советом РД и подавления выступления юнкеров. С марта член Коллегии НКВД, работала в Московской ЧК; с мая заместитель председателя, с декабря председатель Петроградской ЧК; с июля входила в Коллегию ВЧК. С января 1919 на хозяйственной, партийной и государственной работе.

В 1922 г. возглавляла Главное управление по профессионально-техническому образованию Наркомпроса .21 июля 1922 г. присутствовала на заседании президиума Коллегии Наркомпроса, на котором рассматривалось прошение А.Дункан о направлении учениц её школы на гастрольные поездки за рубеж. Было принято решение: «Гастрольную поездку школы Дункан в Америку признать нежелательной».

17 ноября 1924 г. присутствовала на заседании коллегии Наркомпроса, принявшего постановление о закрытии журнала имажинистов «Гостиница для путешествующих в прекрасном». 19 ноября 1924 г. подписала как член наркома просвещения заключение о нежелательности утверждения общества «Современная Россия», организованного по инициативе С.Есенина.

12 сентября 1937 г. арестована, необоснованно осуждена за «принадлежность к диверсионно-террористической организации», в 1941 г. приговорена к расстрелу. Реабилитирована в 1958.

1.С.А.Есенин ПСС У1, 541, 542 2.Летопись – 3(2), 116. 3.Летопись – 4, 134, 469. 4.Википедия.

 

Яковчик Климент, белорусский поэт, переводчик. .

Самарский поэт К.Яковчик был представлен в «Сборнике самарских поэтов» (Самара, 1922). Рецензент Е.Л.Шкляр отметил в его творчестве «совершенно плоские перепевы и подражания Есенину».

В 1924 г. учился во Всероссийском литературно-художественном институте в Москве. Занимался переводами на русский язык белорусских поэтов Янки Купала и Якуба Коласа.

Встречался с Есениным 3 сентября 1924 г. на квартире студента Всероссийского литературно-художественного ин-та А.Ф.Кулемкина.

1.Летопись – 3 (2), 155. 2.Летопись – 4, 392. 3.Воспоминания – 75, 416.

 

Якуп Н., литературовед.

В 1934 г. в статье «О двух лирических темах» («Залп., № 6) проанализировал темы любви и смерти в поэзии С.Есенин.

Поэты – 8, 115.

 

Якубенко В. Я., работник ОГПУ.

В 1924 г. - начальник 7-го отделения Секретного Отдела ОГПУ. Рассматривал документы об утверждении созданного по инициативе С.Есенина литературного общества «Современная Россия». Было принято решение о нецелесообразности утверждения подобного общественного объединения.

Новое о Есенине – 3, 488.

 

Якубовская Марианна, жена Якубовского Г.В.

Познакомилась с Есениным в марте 1915 г, когда в гости к её мужу, поэту и художнику Г.В.Якубовскому поэт пришел с другом Д.Н.Семеновским. По её просьбе С.Есенин читал свои стихи.

1.Летопись – 1, 206, 2. Воспоминания – 97, 69. .

 

Якубовский Георгий (Юрий) Васильевич (1891 – 1930), поэт, литературный критик.

С С.Есениным познакомился и встречался во время занятий в 1913 – 1914 гг. в Московском народном университете им. А.Шанявского. Юрий Якубовский был художником и поэтом. С.Есенин бывал у него дома в марте 1915 г. Д.Н.Семёновский вспоминал: «Мы решили навестить Юрия Якубовского. Жил он вместе с молодой женой Марианной и недавно родившейся дочкой. В студенческой комнате Якубовских было много развешанных по стенам рисунков работы хозяина, занимавшегося живописью, и совсем мало мебели. Все же кое-как уселись. Марианна видела Есенина впервые и захотела познакомиться с его стихами. Есенин начал читать И оттого ли, что в его сердце все еще звенела весенняя радость, или от сочувственного внимания слушателей читал он охотно и много. Его не приходилось упрашивать. Прочитав одно стихотворение, Есенин тут же переходил к другому. «Он пел как птица», - говорил потом Якубовский, вспоминая наше посещение».

В послереволюционные годы Есенин встречался с Якубовским в ВХУТЕМАСе. Постепенно у Якубовского изменилось отношение к поэзии С.Есенина. В московском «Рабочем журнале (1924, № 1) в статье «Марксизм на литературном фронте» назвал изданную «Москву кабацкую» С.Есенина гнилой книгой.

Подобные мотивы своего отношения к поэту Г.Якубовский выразил в статье «К итогам литературного года: Solus. – «Дыр-бул-шуром»: О смерти Есенина» в журнале «На литературном посту» (1926, № 3). В журнале «Октябрь» (1926, № 1) в статье «Поэт великого раскола» (О лирике Сергея Есенина) при анализе поэзии Есенина приходит к выводу, что лирика поэта - это «примат чувства над мыслью». Г.Якубовский отмечал в статье «Лирика и современность» (Октябрь, 1926, № 5), что заслуга Есенина в том, что в острый период творческого кризиса он обратился к теме революции, к теме не выдуманной, а настоящей деревни. Обобщенные наблюдения над лирикой С.Есенина Г.В.Якубовский опубликовал в книге «Писатели и критика» (М.,1929).

1.Летопись – 204, 206. 2.Летопись – 4, 325. 3.Воспоминания – 97, 69. 4.Аверина, 68. 5.Карпов, 38, 73, 79. 6.Поэты – 8,107, 108, 114.

 

Якубский Б., литератор.

Работал профессором в вузе. В 1925 г. в Харькове издается «Антология русской поэзии в переводах украинских авторов», редактором и составителем которой был Б.Якубский. В антологии напечатаны две маленькие поэмы и четыре стихотворения С.Есенина. В предисловии Б.Якубский писал о «сентиментальной стилизации и идеализации наиболее характерных, но и наиболее консервативных черт крестьянского мировоззрения», что, по его мнению, свойственно так называемой «крестьянской поэзии» в русской литературе. К этому течению были отнесены Клюев, Клычков, Орешин, а в качестве «наиболее ценного и самого интересного явления» выделял «крестьянский период творчества Есенина».

  Есенин и мировая культура. . – Москва-Константиново-Рязань. 2008. – С.158 – 159.

 

Якулов (Якульян) Георгий Богданович (1884 - 1928), живописец, скульптор.

 Г.Якулов окончил Лазаревский Восточный институт. До войны 1914 г. часто бывал за границей, дружил с парижскими художниками. Увлекался итальянским Ренессансом. Познакомился с китайской, африканской художественной культурой и под такими разными влияниями сформировался как оригинальный художник. Был общителен, остроумен, отличный знаток истории изобразительных искусств и литературы.

Во время войны подавал примеры героизма. Однажды во время трудного боя встал во весь рост, надел перчатки, взял стык и без оружия двинулся на немецкие окопы. Его поддержали солдаты, но Якулов получил ранение легких и с тех пор, после лечения, сильно кашлял.

С первых лет советской власти включился в активную жизнь молодой республики. Оформлял новые революционные праздники. В профсоюзе работников искусств разработал права художников и тарифную сетку оплаты их труда. Оформил спектакль «Принцесса Брамбилла» и др. в Камерном театре А.Я.Таирова

С 1918 г. познакомился и подружился с Есениным, долгие годы был одним из близких его друзей. Вместе стояли у истоков имажинизма. Г.Якулов - соавтор «Декларации» имажинистов и «Обращения имажинистов». «Подружившись с Георгием Богдановичем Якуловым, - вспоминал В.Комарденков, - Сергей Есенин приходил к нему в мастерскую запросто, иногда оставался ночевать. Оно и понятно. В Георгии Богдановиче он встретил верного, доброго, очень талантливого, хорошо знающего искусство и литературу друга».

В 1918 г. Г.Якулов выполнил литографию в пять красок к стихотворению С.Есенина «Осень» из цикла «Голубень». 27 марта 1919 г. Г.Якулов, С.Есенин и другие гости Московского Дворца Искусств подписали поздравительный адрес в честь 50-летия со дня рождения М.Горького. С.Есенин, Г.Якулов, А.Мариенгоф в 1919 г. сфотографировались. Рисунок Г.Якулова, как и стихотворение С.Есенина, напечатан в сборнике «Автографы» (1919).

3 апреля 1919 г. в Политехническом музее состоялась выставка стихов и картин имажинистов. В 1-м отделении выступали В.Шершеневич «Мы кто и как нас оплевывают», С.Есенин «Кол в живот (футуристы и пр. ветхозаветщики)», А. Мариенгоф «Бунт нас (нота имажинистов миру)» и Г.Якулов «Образ краски». В своем выступлении, как и в других сообщениях, Г.Якулов критиковал футуристическое направление в живописи и выражал уверенность в скорой победе имажинизма и в этой области искусства. Во втором отделении поэты читали стихи, а Г.Якулов и его ученики демонстрировали свои картины. В рецензии журнала «Вестник жизни» (1919, № 6/7) о картинах давалась положительная оценка, хотя они не дают «еще цельного синтеза, необходимого после разрушительной работы футуризма».

О опубликованной в воронежском журнале «Сирена» (1919, № 4 – 5) «Декларации» имажинистов стояли подписи от имени «Передовой линии имажинистов. Поэты: С.Есенин, Р.Ивнев, А.Мариенгоы\ф, В.Шершеневич. Художники: Б.Эрдман, Г.Якулов…».

Подпись Г.Якулова стояла под текстом листовки о «Всеобще мобилизации», расклеенной в Москве 12 июля 1921 г.

В 1920-е годы Г.Якулов возглавлял мастерскую театрально-декоративной живописи ВХУТЕМАСа.

 В созданном по инициативе С.Есенина издательстве Московской Трудовой Артели Художников Слова планировался выпуск литографическим способом в одну краску папки рисунков Г.Якулова «Пантократор» из 16 страниц в количестве 500 экземпляров. В некоторых случаях Г.Якулов не смог во время выполнить оформительский заказ. В сборнике «Золотой кипяток» (1921) на стр. 25 поэты-имажинисты дали разъяснение: «Здесь должны быть наши портреты, к сожалению Якулов встречал Новый год». Художник в это время сделал набросок портрета Есенина. Карандашный рисунок, хранящийся в ГЛМ, остался незавершенным. Но среди сохранившихся прижизненных портретов Есенина этот выделяется достоверностью и мастерством.

  Журнал «Вестник театра» (1919, № 45) информировал: «С.Есенин выпускает книгу стихов - поэму «Кобыльи корабли» (…) в роскошном издании, ценой в 100 р., с иллюстрациями Г.Б.Якулова». Книга не выходила, но в этот период времени Г.Якулов нарисовал портрет поэта, под которым рукой поэта написано «Лик Есенина». Этот портрет Г.Якулов подарил после смерти С.Есенина его жене С.А.Толстой-Есениной с дарственной надписью: «Жене друга своего подносит Георгий». Акварель изображает поэта крестьянским юношей со щенком на руках. Над головой поэта нимб, как у святых на иконах. За плечом - крыло, легкое, облачное, воздушное. По мнению Г.И.Авериной, сюжет этого рисунка можно трактовать так: Есенин - апостол, вождь имажинизма. Как любой апостол в иконописи, герой здесь держит в руках атрибуты-символы, раскрывающие его главное назначение в обществе - любовь к поэзии (книга) и животным (собака). .

  К началу 1920 г. художник завершил работу над произведением «Гений имажинистов», символизирующий воинствующий характер нового литературного объединения. Г.Якулов иллюстрировал книгу А.Мариенгофа «Руки галстуком» (Имажинисты, 1920).

 В 1921 г. Г.Якулов стал одним из членов Верховного Совета ордена имажинистов, входил в состав Центрального Комитета Действующего Искусства.

Г.Якулов художественно оформлял кафе «Стойло Пегаса». «По стенам роспись художника Якулова и стихотворные лозунги имажинистов»,- писал И.И.Старцев. «Для того чтобы придать «Стойлу» эффективный вид, - вспоминал М.Ройзман, - известный художник-имажинист Георгий Якулов нарисовал на вывеске скачущего «Пегаса» и вывел название буквами, которые как бы летели за ним. Он же с помощью своих учеников выкрасил стены кафе в ультрамариновый цвет, а на них яркими желтыми красками набросал портреты его соратников-имажинистов и цитаты из написанных ими стихов».

Летом 1921 г. Г.Якулов присутствовал на квартире А.Мариенгофа и С.Есенина во время читки поэтом поэмы «Пугачев». В.Мейерхольд высказал пожелание поставить поэму в своем театре. Создать декорации к спектаклю В.Мейерхольд поручил Г.Якулову, а переписать сцену могильщиков - В.Маяковскому. После издания поэмы «Пугачев» С.Есенин с дарственной надписью подарил книгу Г.Якулову.

С.Есенин и А.Мариенгоф собирались написать монографию о Г.Б.Якулове и С.Т.Крненкове. В неизданной книге «Эпоха Есенина и Мариенгофа» (1922) на обороте титула приведено посвящение: «Верховному мастеру ордена имажинистов, создателю декоративной эпохи Георгию Якулову посвящают поэтическую эпоху Есенин и Мариенгоф»

Г.Якулов одним из первых познакомился с приехавшей в Москву Айседорой Дункан. А.Мариенгоф вспоминал: «Сидели в парке Эрмитажа. Подошел Жорж Якулов. «Хотите с Изадорой Дункан познакомлю?» - «Где она? Где?» - Есенин даже привскочил со скамьи. И как ошалелый, ухватив Якулова за рукав, стал таскать по Эрмитажу из Зрительного Зала в Зимний, из Зимнего в Летний. Ловили среди публики, выходящей из оперетты, с открытой сцены. Есенин не хотел верить, что Дункан ушла. Был невероятно раздосадован и огорчен без меры».

3 октября 1921 г.в студии Г.Якулова С.Есенин познакомился с Айседорой Дункан, ставшая его женой, и с которой он отправился в длительную зарубежную поездку в Европу и США. Из-за границы С.Есенин передает в письмах А.Мариенгофу приветы Жоржу Якулову.

 30 октября 1922 г. в Москве прошел в Колонном зале Дома Союзов организованный имажинистами диспут о театре «Разгром левого фронта», на котором с основными докладами выступили А.Мариенгоф, Б.Глубоковский и Г.Якулов.

Г.Якулов был постоянным автором журнала имажинистов «Гостиница для путешествующих в прекрасном», в котором печатались произведения С.Есенина и репродукции с картин Г.Якулова. Входил с С.Есениным в инициативную группу по созданию литературного общества «Современная Россия».

Г.Якулов участвовал в проекте на памятник 26-ти бакинским комиссарам. Эскиз макета памятника был опубликован 19 сентября 1924 г. в газете «Бакинский рабочий». С.Есенин был знаком с замыслами художника и их реализацией. Это сыграло не последнюю роль в решении поэта посвятить свою поэму скульптору. В сентябре 1924 г. «Баллада о двадцати шести» публикуется с посвящением «С любовью - прекрасному художнику Г.Якулову».

За проект памятника 26-ти бакинским комиссарам и оформление спектакля «Жирофле – Жирофля» Г.Якулов получил Почетный диплом на Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже в 1925 г. Г.Якулов сотрудничал с французскими художниками, в том числе с Пикассо, работал оформителем в театре Дягилева. В Париже было создано «Общество друзей Якулова».

Встречи Г.Якулова и С.Есенина продолжались до последних дней жизни поэта. Осеню 1925 г. в мастерской Г.Якулова С.Есенин встречался с наркомом просвещения А.В.Луначарским., на которого поэт произвел плохое впечатление своим неряшливым и запущенным видом. 8 ноября 1925 г. С.Есенин сообщал П.И.Чагину в Баку: «Сегодня приехал Жорж. При встрече помянем тебя и запьем нашу грусть за твою забывчивость…».

Г.Якулов входил в состав комитета по увековечиванию памяти С.А.Есенина.

1.С.А.Есенин ПСС УП (3), 762 2.Летопись – 2, 758 3.Летопись – 3 (2), 572. 4. Летопись – 4, 734. 5.Материалы, 447. 6.Мой век, 735. 7.Вдовин, 596 . 8.Аверина, 49 – 53, 111. 9.Кузнецова В.Е. С думой о Есенине. Мурманск, 2009, 164-165. 10.Карпов, 70, 139. 11. Костина Е.М. Георгий Якулов. 1884 – 1928. М.,1979. 12. Поэты – 8, 146, 214.

 

Якулова (урожденная Шиф) Наталья Юльевна, жена Г.Б.Якулова.

Еще до революции на московских улицах появились плакаты Г.Якулова, на которых была изображена стройная женщина в элегантном черном костюме, плотно облегавшем фигуру с красивым лицом и огненно-рыжими, взлохмаченными волосами. Это была жена художника Г.Б.Якулова Наталья Юльевна.

Встречалась с Есениным, когда поэт навещал Г.Якулова. В 1923 г. из Парижа С.Есенин писал А.Мариенгофу: «»Эмилям Кротким тоже передай привет. Извини, голубчик, это вся моя Москва. Включая Жоржа и его рыжую, которым шлю горячий поцелуй».

1.С.А.Есенин ПСС У1, 157. 2.Камарденков В. Дни минувшие,1972, 77.

 

Якушкина (урожденная Татаринова) Мария Федоровна, знакомая С.А.Толстой-Есениной.

С.А.Толстая-Есенина поэму «Черный человек» С.Есенина, которая была завершена поэтом 13 и 14 ноября. 1925 г., под диктовку автора переписала в трех экземплярах. Были еще три рабочие рукописные копии текста поэмы. Один из черновых, рабочих вариантов текста поэмы, написанных рукой С.А.Толстой-Есениной, был подарен ею М.Ф.Якушкиной. Этот список «Черного человека» в 1994 г. И.А.Якушкин, сын М.Ф.Якушкиной, подарил в Музей С.Есенина в г.Вязьма, созданный есенинолюбом П.Н.Пропаловым.

1.С.А.Есенин ПСС Ш, 683. 2.Новое о Есенине – 3, 495, 496. 3.Вдовин, 458.

 

Ямпольский Б., поэт.

Встречался с Есениным в Баку в 1924 – 1925 гг. Посещал литературный кружок при газете «Бакинский рабочий». Сфотографировался с Есениным вместе с членами литературного кружка.

Поэтика и проблематика творчества С.А.Есенина в контексте Есенинской энциклопедии. – Москва-Константиново-Рязань, 2009. – С.420.

 

Ямщикова М.В.

В ноябре 1918 г. , как и С.Есенин, принимала участие в работе первого Всероссийского съезда советских журналистов.

Летопись – 2, 180.

 

Яновский Юрий Иванович (1902 – 1954), украинский поэт, прозаик, драматург, переводчик

Родился в крестьянской семье. Учился в монастырской школе. Среднее образование получил в Елизаветградском реальном училище. В киевской газете «Пролетарская правда» (1922, 1 мая) публикует первое стихотворение «Море». В Харькове сближается с футуристами, издает книгу новелл «Мамонтовы бивни» (1926). Перевел на украинский язык маленькие поэмы С.Есенина «Товарищ» и «Пантократор», опубликованные в «Антологии русской поэзии в переводах украинских авторов» (Харьков, 1925).

В харьковском журнале «Червоний шлях» (1926, № 4) опубликовал стихотворение «С.Есенiну», в котором признается в любви к «душевному поэту». С.Есенина автор называет «синим сном», а его поэтические строки сравнивает с «медом сот».

Ю.И.Яновский - автор романов, пьес, сборников рассказов. Во время войны был эвакуирован в Башкирию. Был обвинен в национализме, освобожден от должности редактора журнала «Отчизна» (1947). Последние годы работал над романом «Живая вода».

1.СЕ, Рязань, 2008, № 9, с.55. 2. Есенин и мировая культура.. – Москва-Константиново-Рязань. 2008. – С.158, 163.. 3.ТЭ, т.5, с.1100. 4. Килимных О. Юрий Яновский. М., 1962.

 

Янчевский (Фросин) Николай Леонидович (1892 - 1937), поэт, критик.

Родился в Петербурге. Печатался с 1914 г. Вместе с Есениным в 1915 г. посещал занятия Московского народного университета им. А.Шанявского. Писал стихи. В журнале «Вестник шанявцев» (1918, № 5) в статье «Поэзия и революция. . Сусальная Русь» критически отозвался о сборнике «Красный звон» со стихами Есенина, Орешина, Клюева и Ширяевца. «Ведь недостаточно назвать сборник «Красным звоном», а стихи «Красными песнями», чтобы в них пылало пламя революции! – писал Н.Янчевский. – Ни стихи их не народные, а «под народ» и не для народа, а для любителей «пейзан» даже в революции… Не о разбушевавшейся черноземной силе и не о мужиках-скифах, великих в справедливом гневе своем, слагают они свои стихи, а сладким голосом рассказывают о том, что «наши юноши - в тучах орлы, звезд задумчивей девушки наши». Революционный пафос авторы сборника заменили революционной фразой: «Земля и Воля - наш девиз», - говорит Орешин, «за Землю и Волю», - призывает Клюев, «За волю, за равенство, за труд», - поет Есенин чужими словами красных плакатов».

 Н.Янчевский высказался сдержанно о поэме С.Есенина «Марфа Посадница». По его мнению, «Есенин щеголяет музейной русской стариной, уже изжитой нашей деревней - былинным складом своей «Марфы Посадницы». О есенинской поэме «Ус», обнаружив в ней «подделку под народ», также писал: «… не из словаря ли Даля извлек С.Есенин, перешагнувший грань, отделяющую оригинальность от оригинальничанья, замысловатые словечки вроде: «краснёва дремь», «сугредок», «путина» и т.п.?». О «Товарище» С.Есенина писал, что «не говорят ли эти образы о покушении с негодными средствами на революционное творчество?».

Подбирая подобные примеры, Н.Янчевский высказал упрек, что «не издательством социалистов-революционеров, а воскресшим из мертвых нововременским «Лукоморьем» изданы следующие молодцеватые стихи» С.Есенина. Поэтому в статье автор задает вопрос: «Приличествует ли таким стихам называться «Красным звоном» русской революции?».

С 1922 г. Н.Л.Янчевский жил в Ростове-на-Дону. Печатался в журнале «На подъеме». Репрессирован в 1937 г. Реабилитирован посмертно.

1.С.А.Есенин ПСС УП (3), 763 2.Летопись – 1, 204. 3.Летопись – 2, 116. 4.Юсов, 73. 5.Поэты – 8, 91.

 

Яр-Кравченко Анатолий Никифорович (1911 – 1983), художник.

Родился в Благовещенске. Когда погиб С.Есенин, Анатолию Кравченко было 14 лет. Жил в Святошино (предместье Киева). При поступлении в Ленинграде в Академию художеств познакомился с поэтом Н.А.Клюевым, и длительное время его становление как художника проходило под опекой Н.Клюева и его окружения. Клюев посоветовал молодому художнику взять псевдоним Яр-Кравченко, впервые использованного при написании портрета С.А.Есенина.

В 1929 г. художник пытается нарисовать С.Есенина в рост. Необходимым справочным материалом его снабдил Н.Клюев. «Работаю над Есениным, - писал художник родителям. – Это такая радость. Весь захвачен созданием первой в своем духе вещи». Работая над портретом С.Есенина, А.Н.Яр-Кравченко вел дневниковые записи о встречах с людьми из окружения поэта. Встречался и беседовал с С.А.Толстой-Есениной. Именно ей Н.Клюев писал о процессе создания портрета Есенина 22 января 1930 г.: «Глядели знающие люди, говорят, что это истинный Есенин. Я увидел, заплакал, до того нарисовано хорошо и душевно, а по замыслу, и по простоте, чистоте линии, близко Сереженьке! (…) Есенин изображен во весь рост, под плакучей березой, где каждый листик со смыслом. По рисунку вещь изумительная. Прекрасны задумчивые облака, плакучая березынька на заднем плане и какое-то беклиновское очертание далекого леса…». 12 апреля 1930 г. портрет С.Есенина был приобретен за 100 рублей Пушкинским домом. Попытки поместить репродукцию портрета в книге С.Есенина не увенчалась успехом из-за развернувшейся в стране кампании против «есенинщины». Е.Ф.Никитина писала художнику: «Сейчас иное отношение к Есенину и не рекомендуется его и о нем что-нибудь печатать. Подождем. (…) При первой же возможности издать сообщу Вам».

Народный художник России, лауреат Государственной премии А.Н.Яр-Кравченко в течение всей своей жизни обращался к образу С.Есенина. Он создал штриховые и акварельные портреты поэта, любил и знал есенинские стихи. Известны следующие его есенинские работы: 1929 г. – Бюст Есенина работы скульптора Н.Дыдыкина. Эскиз. Масло; 1930 г. – Портрет С.Есенина в рост. Карандаш. Хранится в музее Пушкинского дома; 1930 г. – Портрет С.Есенина в рост. Масло. Утрачен в 1942 г. в блокаду Ленинграда; 1951 г. - Погрудный портрет Есенина. Бумага. Карандаш; 1951 г. – портрет Есенина для книги «Избранные стихи Есенина» (составитель П.И.Чагин); 1970 г. – Погрудный портрет Есенина. Перо. Для газеты «Литературная Россия»; 1970 г. – Погрудный портрет Есенина. Акварель для журнала «Огонек»; Для Министерства связи - погрудный портрет Есенина. Перо. Для репродуцирования на постовых марках и специальных почтовых конвертах.

  1Письма, 466 – 469. 2..Т.А.Кравченко. «Это Есенин в лучшие свои минуты». - Наследие Есенина и русская национальная идея: современный взгляд. – Москва-Рязань-Константиново, 1005. – С.413 – 419. . 3. Поэты – 8, 154, 254, 256.

 

Ярмолинский Авраам (Абрам) Цаллевич (1890 – 1975, США), литературовед, переводчик.

Родился и образование получил в России. Обучался в университете в Швейцарии. В 1913 г. переехал в США. В 1921 г. окончил Колумбийский ун-т, получил звание доктора филологических наук.

 В 1921 г. А.Ярмолинский составил в сотрудничестве со своей женой Бабет Дейч антологию «Современная русская поэзия» в английском переводе, в которую были включены несколько стихотворений С.Есенина. «Когда осенью следующего года я узнал из газет, - вспоминал А.Ярмолинский, - что Есенин приехал в Нью-Йорк с Айседорой Дцнкан, я попросил издателя выслать ему экземпляр книги и написал об этом Есенину».

1 ноября 1922 г. из Нью-Йорка С.Есенин ответил А.Ярмолинскому, в котором сообщил, что не получил своей книги, изданной в Америке. «Очень хотел бы поговорить с Вами лично. Если можете, то позвоните.», - писал поэт. .

Встреча состоялась в Публичной библиотеке (на Пятом авеню). А.Ярмолинский заведовал в библиотеке славянским отделом. Есенин предложил свои услуги по снабжению Публичной библиотеки советскими изданиями.

При встрече зашел разговор об издании произведений С.Есенина в США. «Удивил меня Есенин и своим предложением издать в Нью-Йорке сборник его стихов в моем переводе, - вспоминал А.Ярмолинский. – Через несколько Дей я навестил его в гостинице «Валдорф-Астория» (…) Когда я собирался уходить, Есенин небрежно сорвал с бювара лист запачканной кляксами промокательной бумаги, согнул его пополам и в эту импровизированную папку вложил тут же пачку листов бумаги. Затем на обложке написал карандашом: «Сергей - Essenin - Russia - Стихи и поэмы - Перевод Ярмолинского”. Рукопись - я её сохранил - состоит из девятнадцати листов, написанных карандашом (…) Впрочем, дальше составления рукописи Есенин не пошел. Передав её мне, он, видимо, потерял интерес к своей затее, и мы больше не встречались»

Нью-йоркская газета «Новое русское слово» 20 декабря 1922 г. опубликовала рецензию А.Ярмолинского на поэму С.Есенина «Пугачев», в которой отмечалось: «Пугачев» - это одно из последних произведений С.Есенина, написанное под влиянием революционного преклонения перед народным вождем Емельяном. (…) «Пугачев» написан красиво и оригинально. Читается с упоением».

В 1923 г. в Лондоне издается антология на английском языке «Современная русская поэзия» (составление и перевод Б.Дейч и А.Ярмолинского) с отрывками из стихотворений С.Есенина «Табун», «Голубень» и с 3-й частью поэмы «Преображение». «Книга снабжена предисловием, - отмечалось в хронике журнала «Печать и революция» (1924, № 4), - обзором русской поэзии со времен Пушкина. Кроме того, каждому поэту посвящается небольшая вступительная заметка, дающая краткие биографические и историко-литературные сведения о нем. В этот том входят, главным образом, произведения русской поэзии Х1Х века и эпохи символизма. Из собственно новейшей поэзии включены стихи «крестьянской группы» С.Есенина, Н.Клюева, П.Орешина. Хорошо представлены в книге А.Юлок, Вяч. Иванов, В.Брюсов».

 В 1927 г. А.Ярмолинский и Б.Дейч издали в Нью-Йорке расширенную антологию русской поэзии, включив в неё как старые, переведенные на английский язык, стихотворения С.Есенина «Табун», «Голубень», «Преображение», так и новые «Там, где капустные грядки…» и «Осень».

А.Ярмолинский - автор книг о Тургеневе (1926), Достоевском (1934) и др. В 1957 г. опубликовал в нью-йоркском «Новом журнале» воспоминания «Есенин в Нью-Йорке», подробно описывая как положительные (разговор об издании книги), так и отрицательные (скандал на вечеринке у еврейского поэта Монилейба) случаи поведения русского поэта в американском обществе.

1.С.А.Есенин ПСС УП (3), 763. 2.Летопись – 3 (1), 241. 3.Летопись – 3 (2), 572 4.Летопись – 4, 180, 377. 5.РЗЕ, 1, 229 – 234. 6.Вдовин, 335, 336, 338. 7.Юсов,34. 8.Незабытые могилы – 6, кн.3, с. 675. 9.Поэты – 8, 45.

 

Яровой Павел (Комаров Федот Емельянович) (1887 – 1951), прозаик.

Родился в крестьянской семье. Печатался с 1914 г. Переписывался с М.Горьким, который советовал П.Яровому «серьезно заниматься изучением литературного языка, литературных форм». После революции был типичным «попутчиком». Состоял в кружке писателей имени Неверова

В Самаре 3 мая 1921 г. во время поездки в Туркестан С.Есенин познакомился с текстом выступления П.Ярового на собрании самарского ЛИТО. Во время прогулки по перрону С. Есенин прочитал в стенгазете (скорее всего, выпуск Самарского РОСТА) заметку об имажинистах. В письме А. Мариенгофу сообщал: «Сегодня с тоски, то есть с радости, вышел на платформу, подхожу к стенной газете и зрю, как самарское лито кроет имажинистов. Я даже не думал, что мы здесь в такой моде. От неожиданности у меня в руках даже палка выросла, но за это, мой друг, тебя надо бить по морде».

 В стенгазете приводился текст критического выступления П.Ярового (Ф.Е.Комарова) о новых литературных течениях на заседании самарского Литературного объединения (Лито). В нем говорилось: «Я это говорю по адресу футуро-имажинистов, которые прикрывают свою сущность, свое ковырянье в собственном бездушье фиговым листом исканий формы, чем и хотят поразить мир. Что они индивидуалисты до мозга костей, что между мастером футуро-имажинистом и массой непроходимая пропасть, что поэзия мастеров школы «новых течений» не жизненна (…) этого доказывать почти не нужно - стать впререди авангарда трудящихся масс они не могут никогда… И я прав, если скажу, что футуро-имажинисты - словоблудники, пишут с потолка, справляют праздник галлюцинаций. (…) Футуро-имажинистов читает и слушает осколок интеллигентской группы, часть из любопытства, часть сочувствуя, но не совсем-таки понимая. И то, что они пишут почти только для самих себя, говорит о их крайнем индивидуализме».

 1.Летопись – 3 (1), 105, 125 2.Антология крестьянской литературы. М., 1931 (автобиографии).

 

Ярославский А.Б., поэт.

В Чите в мае 1921 г. состоялся «Спор об имажинизме». На заседании читались стихи С.Есенина и других поэтов-имажинистов. Доклады о новом литературном течении сделали П.Дрягин и П.Незнамов. Оппонентами были приглашены А.Б.Ярославскимй, Н.Чужак и др.

Летопись- 3 (1), 106

 

Ярославский Емельян Михайлович (Миней Израилович Губельман), (1878 – 1943), партийный работник.

Родился в семье ссыльнопереселенцев. Член РСДРП с 1898 г. Организатор стачки в Ярославле, ха что был арестован и сослан на каторгу в Нерчинск. После Октября возглавлял Якутский комитет общественной безопасности. После переезда в Москву редактировал газеты «Социал-Демократ», «Деревенская правда». Был избран в члены ЦК партии, входил в редколлегию «Правды», возглавлял Пермский губком.

Есенин знал Е.Ярославцева по его публикациям. Поэт был осведомлен о некоторых фактах биографии известного партийного деятеля А.М.Краснощекова, послужившего прототипом Рассветова в «Стране Негодяев». О судебном процессе над А.М.Краснощековым, сторонником частного рынка, .Есенин мог прочитать в «Известиях ВЦИК» (1924 24 февраля) в материале секретаря Президиума ЦК Е.Ярославского.

Е.Ярославский сменил в должности редактора журнала «Красная новь» Ф.Раскольникова. До этого отстраненный от должности первый редактор журнала Воронский добивался возвращения на прежнюю должность, так как Е.Ярославский так и не приступил к работе. «У меня в редакции перемены, - писал Воронский Горькому, - тов. Раскольников заменен Ярославским. Он - не напостовец. Я снова получил возможность работать в «Нови» Моя редколлегия в новом составе работе не мешает».

Е.Ярославский долгие годы возглавлял Центральный союз воинствующих безбожников, проводил жесткую антицерковную политику в стране.

1.С.А.Есенин ПСС Ш, 557; У1, 680. 2.Википедия.

 

Ярхо Борис Исаакович (1889 – 1942), прозаик, фольклорист, стиховед.

Окончил Московский ун-т, в котором с 1915 по 1921 годы преподавал филологические дисциплины в должности приват-доцента, затем профессора. Начинал как фольклорист, затем занимался теорией стихосложения. .

15 октября 1918 г. в Москве открывается Школа стиховедения, лекторами которой приглашены видные поэты (К.Бальмонт, А.Белый, С.Есенин и др.) и литературоведы, в том числе приват-доцент Б.И.Ярхо.

Б.Ярхо с 1922 по 1930 гг. работал в Академии художественных наук (ГАХН) заведующим кабинетом теоретической поэзии. Его арестовали в 1935 г. по делу «О Большом немецко-русском словаре», сослали в Омск. В последние годы жизни работал над «Словом о полку Игореве». Умер в Саранске от туберкулеза.

1.Летопись – 2, 165. 2.Википедия.

 

Яршев, свидетель в суде.

23 марта 1924 г. на московской улице Малой Бронной произошло столкновение между С.Есенины и братьями Нейман. Поэт был доставлен в 15-е отделение Москвы. Свидетели Яршев, Бурцев и Пуговкин дали показания, что именно Нейманы старались избить Есенина.

Материалы, 327.

 

Ясенин А.Н. - см. Есенин А.Н.

 

Ясенин Н.О. – см. Есенин Н.О.

 

Ясенина А.П. – см. Есенина А.П.

 

Ясенина Т.Ф. - см. Есенина Т.Ф.

 

Ясенский Бруно (Зисканд В.Я или Зисман А.) (1901 – 1938), польский поэт, прозаик.

Родился в Польше в семье врача.В 1912 г. окончил Ягеллонский ун-т Краковской губернии. С 1918 г. печатал стихи. Относился к группе польских футуристов. В 1922 г. издал в Кракове на польском языке отдельной книгой поэму «Песнь о голоде», которая, по мнению рецензента С.Млодоженца, была написана «под свежим впечатлением от русской поэзии (Маяковский - Есенин)». На связь поэзии Б.Ясинского с русскими поэтами, в том числе и имажинистами, указал С.Жеромский в книге «Снобизм и прогресс» (1923).

В 1923 г. Б.Ясинский опубликовал переведенную им на польский язык «Исповедь хулигана», «Преображение» С.Есенина. Он, как переводчик поэзии С.Есенина, по манере и мастерству уступает переводам есенинских произведений Владислава Броневского, так как для рифм при переводе позволял себе серьезные изменения есенинского текста, нередко искажающие мысль автора.

 Б.Ясенский активно участвовал в политическом движении. В 1925 г. вынужден был эмигрировать во Францию, но был выслан за публикации и коммунистическую пропаганду. С 1929 г. работал в СССР. Редактировал журнал «Иностранная литература». Избирался членом правления Союза писателей СССР.

Б.Ясенский - автор романов «Я жгу Париж» (1932), «Заговор равнодушных» (не закончен) и др. Долго работал над романом «Человек меняет кожу», рукопись которого была сохранена его женой А.Берзинь, близкой знакомой С.Есенина.

Б.Ясенский был репрессирован, реабилитирован посмертно.

1.Летопись – 3 (2), 572 2.Материалы,367. 3.Творчество С.А.Есенина и современное есениноведение. – Рязань,1987. – С. 104

 

Ясенский Янко, словацкий поэт, переводчик

  Приезжал в 1918 г. в России. Познакомился с поэзией С.Есенина. В 1936 г. в Словакии вышла книга стихов Есенина в переводе классика словацкой поэзии Янко Ясенского.

Летопись – 1, 53.

 

Ясинская Зоя Иеронимовна (1896 – 1980), историк литературы, преподаватель.

Познакомилась с Есениным в доме отца, литератора И.И.Ясинского. «Блондин с почти льняными, светлыми волосами, слегка вьющимися, - вспоминала З.И.Ясинская. – Есенин был довольно коротко острижен (отпускать волосы он стал позднее), глаза голубовато-серые, очень живые и серьезные, внимательные, но с какими-то удивительно озорными искорками, которые то вспыхивали, то вновь исчезали. Вообще он был красив типичной неброской славянской красотой, довольно распространенной на севере; надо приглядеться, чтобы заметить её. (…) Первые месяцы после приезда Есенин часто бывал у нас в будние дни, заходил запросто, обедал, делился своими впечатлениями…»

Присутствовала на выступлении С.Есенина на вечере общества «Краса» Есенин был одет в шелковую рубашку, которая шла ему. «В этом костюме Есенин и появился на эстраде зала Тенишевского училища, - писала З.И.Ясинская. – В руках у него была балалайка (на деле - гармонь), на которой он, читая стихи, очень неплохо и негромко себе аккомпанировал. (…) Волнистые волосы Есенина к этому времени сильно отросли, но из зрительного зала казалось, что по ним прошлись щипцы парикмахера. Голубая рубашка, балалайка и особенно сапожки, напоминавшие былинный стих «возле носка хоть яйцо прокати, под пятой хоть воробей пролети», - всё это изменило обычный облик Есенина. (…) Читал Есенин на этом первом вечере великолепно. Он имел успех».

В своих воспоминаниях З.Ясинская рассказала, как принимали С.Есенина в в члены кружка Случевского. Для этого молодому поэту в присутствии Н.Гумилева, Ф.Сологуба и других поэтов-акмеистов пришлось прочитать два стихотворения о природе.

З.Ясинская вспоминала поведение С.Есенина перед встречей в декабре 1915 г. с Анной Ахматовой. «Помню, - писала она, - как волновался Есенин накануне назначенного свидания с Анной Ахматовой: говорил о её стихах и о том, какоё он её себе представляет, и как странно и страшно, именно страшно, увидеть женщину-поэта, которая в печати открыла сокровенное своей души. Вернувшись от Ахматовой, Есенин был грустным, заминал разговор, когда его спрашивали о поездке, которой он так ждал. Потом у него вырвалось: «Она совсем не такая, какой представлялась мне по стихам».

Большое впечатление произвело на З.Ясинскую чтение С.Есениным на одном из вечеров у её отца в конце 1915 – начале 1916 гг. стихотворения «Песнь о собаке».

После революции З.Ясинская в 1923 г. была студенткой Всероссийского литературно-художественного ин-та, руководимого В.Брюсовым. Вспоминала, как С.Есенин «приходил к брюсовцам незваный, приходил запросто «в гости на широкий двор», как сам однажды выразился. В осенние сумерки, в 5- 6 часов, когда начинались занятия, и не заходя в вестибюль, становился под деревьями (кажется, кленами) и, нетвердо держась на ногах, мирно покачиваясь и помахивая черным снятым с головы цилиндром, начинал вслух читать свои стихи. Сидевшие на лекции ближе к окнам, откуда виден был сад, раньше других заслышав звонкий голос Есенина и увидев его под деревьями, быстро и бесшумно выскальзывали из аудитории (в актовом зале было очень много дверей). «Есенин, у нас Есенин», - шелестело по рядам, и через две минуты ошеломленный лектор созерцал лишь опустевшие красивые стулья и брошенные на них тетрадки, папахи, фуражки. Все убегали слушать Есенина. Профессура относилась к таким побегам либерально, не мирился только П.С.Коган. У него чаще других бывали первые часы, Коган возмущался, разыскивал ректора и почему-то никогда не мог его найти».

В 50-е годы З.Ясинская написала воспоминания «Мои встречи с Сергеем Есениным», опубликованные в журнале «Литературная Армения» (Ереван, 1959, № 4), в дальнейшем перепечатанные в сборниках воспоминаний о поэте.

1.С.А.Есенин ПСС У1, 408, 414. 2.Летопись - 1, 266, 272, 304. 3. Летопись4, 94. 4. Карохин-2000, 50 7, 8. 5.Поэты – 8, 191, 212.

 

Ясинская К.И. – см. Степанова К.И.

 

Ясинский Иероним Иеронимович (1850 – 1931), прозаик журналист, редактор.

Родился в Харькове. Окончил гимназию. Учился на естественных факультетах Киевского и Петербургского ун-тов. Печатался с 1870 г. Выступал как писатель демократического направления. Первые произведения И.Ясинского получили положительное одобрение М.Е.Салтыкова-Щедрина, И.А.Гончарова, А.П.Чехова и др. В начале ХХ в. публиковал романы охранительного характера: «Первое марта» (1900), «Под солнцем Сатаны» (1911) и др. Был известен как редактор журналов «Ежемесячные сочинения» (1901 – 1902), «Беседа» (1903 – 1908), «Новое слово» (1908 – 1914). Активно участвовал в общественной жизни.

  1 октября 1915 г. С.Есенин познакомился с И.Ясинским на его квартире во время проведения собрания литературного кружка «Вечера К.К.Случевского». Привел Есенина поэт С.Городецкий, который «рекомендовал Есенина отцу, - вспоминала З.И.Ясинская, - как молодого, нигде не печатавшегося поэта с крестьянской тематикой и образами (…) У нас, на Черной речке Есенину было интересно. Когда собирались гости, говорили много, чаще всего об искусстве, внимательно следили за ростом молодых писательских сил, спорили о направлениях».

10 октября 1915 г. И.И.Ясинский - участник организационного собрания литературного общества «Страда» на квартире С.Городецкого, у которого в это время жил С.Есенин. Молодой поэт передал И.Ясинскому для публикации в газете «Биржевые ведомости» (1915, 11 октября). стихотворения «Выть» (Черная, потом пропахшая выть..»).

  Как избранный председателем литературно-художественного общества «Страда» 17 октября 1915 г. И.И.Ясинский активизировал пропаганду творчества С.Есенина и Н.Клюева, неоднократно в печати и выступлениях рассказывая об их поэзии. 19 ноября 1915 г. на первом вечере общества «Страда» в произнесенном «Слове о «Страде» он определил задачи общества, его цели, направленные на поддержание народной поэзии и возможностью соединения её со всей современной литературой. Предупредил, что «тенденции «Страды» ничего общего со старым народничеством иметь не будет». Эта точка зрения не нашла поддержки у С.Городецкого.

  В конце ноября 1915 г. С.Городецкий и председатель литературного общества «Страда» И.Ясинский окончательно определили свои позиции. И.Ясинский считал, что «идеал, который ставит себе «Страда» - не народничество, а народность, а практика - не подыгривание к народу, не опускание до его низов, а поднятие самого народа до верхов, до каких уже поднималась русская творческая мысль…». С.Городецкий прислал И.Ясинскому резкое письмо, полное личных выпадов, что вызвало недовольство у некоторых членов «Страды», в том числе у Есенина и Клюева. «На Клюева и Есенина письмо Городецкого к Вам произвело ужасное впечатление, и они открыто говорят о полной своей от Городецкого отчужденности», - писал 26 ноября 1915 г. секретарь «Страды» В.В.Игнатов И.Ясинскому. Спор завершился выходом С.Городецкого из общества «Страда». С.Есенин и Н.Клюев поддержали И.Ясинского. Через некоторое время С.Городецкий сообщил поэту А.Ширяевцу в Ташкент: «Есенин и Клюев меня предали…».

 10 декабря 1915 г. на вечере «Страды», посвященном произведениям С.Есенина и Н.Клюева, И.Ясинский говорил о появлении на литературном поприще новых имен Клюева и Есенина. «Мужественнее и грознее муза Клюева, - подчеркивал И.Ясинский, - женственнее и нежнее муза Есенина. Они точно представляют собой мужское и женское начало народной души в её поэтических проявлениях. Достаточно послушать наших поэтов и вникнуть в мелодии жажды света, воли, любви и красоты юного Есенина и в угрюмые, как северные леса, и широкие и звучно льющиеся, как могучие северные реки, стихи Клюева, чтобы на вас пахнуло дыханием какой-то небывалой еще у поэтов, приходящих из народных сутёмок (пользуюсь выражением Клюева), мощи и грозовой яркости настроений.».

Приглашая Н.Н.Фигнера принять участие в «Страде», И.Ясинский ему писал: «Когда Вы познакомитесь с таким самородками нашими, как наши, например, страдники Клюев и Есенин, Вы поймете, почему мы столь настойчиво добиваемся Вашего участия в нашем воистину хорошем и общенародном деле» . В декабре 1915 г. И.Ясинский знакомит С.Есенина с художником И Е..Репиным в «Пенатах», где поэт читал присутствующим свои стихи. .

В изданном сборнике «Страда» (1916) были напечатаны рассказ И.Ясинского «К новым небесам» и стихотворение С.Есенина «Теплый вечер» («Теплый вечер грызет воровато…»).

 В феврале-марте 1916 г. Есенин и Ясинский обменялись теплыми дарственными надписями. На «Радунице» (1916) С.Есенин написал: «Самому доброму, самому искреннейшему писателю и человеку во ипостаси дорогому Иерониму Иеронимовичу Ясинскому на добрую память от размычливых упевов сохи-дерехи и поёмов Константиновских-Мещерских певнозобых озер. Сергей Есенин 1916. 7 февраля. Пт.». В свою очередь, И.Ясинский на своем сборнике рассказов «Плоское» написал: «Юному товарищу по мечтам и по перу прекрасному поэту Сереже Есенину Иер. Ясинский. 4 марта 1916».

21 февраля 1916 г., совпавший с прощеным воскресеньем, С.Есенин на подаренной И.И.Ясинскому рукописи стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» написал: «День прощеный, заботливый о гресех и любови к иже херувимы (у И.И.Ясинского). За приятным собеседованием».

20 ноября 1916 г. С.Есенин писал: «Дорогой Иероним Иеронимович! Очень бы хотелось поговорить с Вами, но совсем закабалили солдатскими узами, так что и вырваться не могу. Сейчас готовлю книгу вечерами для печатания, но прежде хотелось бы провести её по журналам. Будьте добры, Иероним Иеронимович, не откажите сообщить о судьбе тех моих стихов, которые я Вам дал, когда был с Верхоустинским. Мне сейчас очень важно заработать лишнюю десятку для семьи, которая по болезни отца чуть не голодает. Любящий и почитающий Вас Сергей Есенин. Царское Село. Канцелярия по постройке Федоровского собора». В декабре 1916 г С.Есенин заходил в редакцию и оставил свои стихи И.И.Ясинскому для просмотра.

После Октября И.Ясинский, по словам З.Гиппиус, «перешел к большевикам». В 1917 – 1918 гг. редактировал журнал «Красный огонек», затем работал в «Издательстве Совета рабочих и крестьянских депутатов»

В архиве И.Ясинского сохранились автографы пяти стихотворений С.Есенина. В своей книге «Роман моей жизни (книга воспоминаний)» (М.-Л., 1926) И.Ясинский рассказал об участии С.Есенина в работе общества «Страда».

1.С.А.Есенин УП (3),763 2. Летопись – 1, 734. 3.Летопись – 2, 81, 84, 122. 4. Воспоминания – 86, 1, 438. 5.Письма, 308. 6.КЛЭ, т.8, стб. 1123 – 1124. 7.Белоусов, 1, 87. 8.Вдовин, 95 – 109. 9. Карпов, 62. . 10.Юсов, 66 11.Поэты-8, 330.

 

Ясный А. (Яновский А.М.), поэт.

Стихи А.Ясного публиковались в журнале «Красная новь» (1924, 4-я книга) в подборке стихотворений С.Есенина, В.Казина, С.Клычкова, А.Ширяевца, П.Орешина, И.Зарудина.

Летопись – 4, 348.

 

Ясный (Попов) Владимир Михайлович, издатель, книготорговец.

В 1917 г. в Петроградском книжном магазине В.М.Ясного продавался второй сборник «Скифы», в которых были помещены циклы стихотворений С.Есенина.

1.Летопись – 2, 70 2.Юсов, 69.

 

Ясслер Иосиф, американский поэт.

Как и С.Есенин был заявлен в 1923 г. для участия в американском журнале «ТРИ», выходившего на трех языках: русском, английском и еврейском.

Летопись – 4, 99.

 

Яунзем Ирма, киргизская певица.

24 октября 1923 г. С.Есенин и Н.Клюев присутствовали в Большой аудитории Политехнического музея на концерте народной песни киргиз-кайсаков (казахов и киргизов). Киргизские песни исполняла Ирма Яунзем.

Летопись – 4, 114.

 

Яхонтов С., гость Дворца Искусств.

27 марта 1919 г., как и С.Есенин, подписал в Московском Дворце Искусств приветственный адрес М.Горькому в связи с его 50-летием.

С.А.Есенин ПСС УП(2), 399

 

Яшвили Паоло (Павел) Джибраэлович (1895 – 1937), грузинский поэт.

Родился в грузинской дворянской семье города Арагви. Печатался с 1911 г. В 1916 – 1930 годах входил в литературную группу грузинских поэтов «Голубые роги». В 1920 г. издал сборник «Новая Колхида».

Встречался с С.Есениным в Тифлисе в 1924 г. Присутствовал при чтении поэтом стихотворения «Поэтам Грузии» на квартире Т.Табидзе.

Вместе проводили время на дружеских вечеринках. Однажды Паоло, нервничая, что долго готовили его любимое блюдо, не выдержал и бросил в кипящий котел кепку поэта Валериана Гаприндашвили. Участники этого эпизода вспоминали, что С.Есенин особенно ликовал. Этому эпизоду Т.Табидзе посвятил строки : «Пьяный Паоло варил на рассвете // Кепку свою в прокопченном котле…».

 20 марта 1925 г. в письме Т.Табидзе из Москвы С.Есенин передает привет Паоло Яшвили, с которым собирался пойти на охоту на кабанов и медведей, поэтому просил Т.Табидзе: «Спроси Паоло, какое нужно купить ружье по кабанам. Пусть напишет №».

П.Яшвили – общественный и политический деятель Грузии, избирался до 1934 г. членов ЦИК Грузии. В 1937 г. репрессирован. Реабилитирован посмертно.

1.С.А.Есенин ПСС УП (3), 763 . 2.Воспоминания – 86, 2, 439. 3.Поэты – 8, 6. 4.Википедия.

 

Ященко Александр Семенович (1877 – 1934), юрист, критик, издатель.

Родился в Ставрополье. После окончания гимназии поступил на математический ф-т Московского ун-та, затем перевелся на юридический ф-т, который окончил в 1900 г. В 1909 г. защитил диссертацию и работал профессором в Юрьевском ун-те. В 1911 г. переехал в Петроград. После Октябрьской революции в 1918 г. А.Ященко в качестве эксперта по международному праву был включен в состав первой советской делегации в Берлин. В Советскую Россию не вернулся. В Берлине основал журнал «Русская книга».

В берлинской газете «Голос России» (1920, 23 декабря) опубликовал статью «Скифы», в которой дал оценку писателям и поэтам, печатавшихся в книгоиздательстве «Скифы», в том числе писал и о произведениях С.Есенина «Инония», «Товарищ», «Триптих».

В 1922 г. работал редактором журнала «Новая русская книга». В журнале «Русская книга» (Берлин, 1921, № 1) в обзорной статье «Писатели. Судьба и работы русских писателей, ученых и журналистов за 1918 – 1920 гг.» кратко писал о С.Есенине. О поэте упоминал в статье «Русская поэзия за последние три года» в журнале «Русская книга» (1921, № 3). Назвав С.Есенина и Н.Клюева «наиболее талантливыми» среди поэтов, критик, тем не менее, назвал их Распутинами в поэзии и отметил в их поэзии не отражение деревенской поэтической традиции, а употребление слов и выражений чисто сектантского, хлыстовского характера. «Это хлыстовско-распутинское «накатывание», - писал А.Ященко, - и это земледельчески-мистический революционизм такого древнего, такого примитивного, дошедшего до нас из таких далеких веков и таких дремучих лесов духа, что воистину диву приходится дивиться, когда некоторые «теоретики», вроде Иванова-Разумника, с глубокомысленной миной рассуждают о «новом вселенском слове», якобы звучащем в этом мычании еще не цивилизованных дикарей…».

 И.Эренбург 22 мая 1921 г. писал А.С.Ященко, что подобная информация схожа с травлей в органах русской эмиграции некоторых уважаемых русских поэтов, как А.Белый, Блок, Есенин и др. «Мне хочется верить, - писал И.Эренбург, - что Вы исправите неточности (в частности, об Сергее Есенине) и поймете, как болезненно отражаются доходящие в Россию неосторожные обвинения». В письме А.С.Ященко 30 сентября 1921 г. И.Эренбург еще раз уточнил, что «Есенина ценят в России все писатели различных направлений, его вечера устраивает Союз Писателей, и он товарищ председателя Союза Поэтов, и что, увы! - враждебное отношение писателей в России к эмиграции вполне обосновано». .

. 14 мая 1922 г. А.Ященко встретился с Есениным в редакции берлинской газеты «Накануне», выпросил у Есенина для публикации в журнале его автобиографию. С.Есенин, по воспоминаниям секретаря редакции журнала Р.Б.Гуля, написал автобиографию на больших листах «с отставленными друг от друга буквами и падающими вправо строками». В белградской газете «Русское слово» (1922,17 сентября) М.К.Первухин упрекал А.Ященко, что он «предоставил страницы своего журнала для тех большевистских писателей, у которых есть охота заявить о собственном существовании». Публикация «Автобиографии» С.Есенина послужила материалом для создания пародии на С.Есенина.

Сам А.Ященко не изменил свой отрицательной характеристики С.Есенина. В статье «Литература за пять истекших лет» в журнале «Новая русская книга» (1923, № 11 – 12) писал: « С е р г е й Е с е н и н вышел из деревни, из среды деревенских хулиганов, опьянен, возбужден и нервирован революционной жестокостью, и поэзия его часто носит не то хлыстовский, не то разбойнический характер; но за всеми его неистовствами чувствуется огромная природная песенная сила».

1.С.А.Есенин ПСС УП (1), 379. 2.Летопись – 2, 439. 3. Летопись – 3 (1), 474 . 4.Летопись – 3 (2), 572 . 5Летопись – 4, 170. 6..Юсов, 21, 24. 7.Незабытые могилы – 6, кн. 3, с. 692. 8..Поэты – 8, 94.

        
  
 
 
   Rambler's Top100
 

Copyright © 2005 Мир Есенина. All rights reserved.

E-mail: zinin123@mail.ru

 
Дизайн: Яник Ласко
E-mail: yanik-lasko@mail.ru
 

 

Hosted by uCoz