Уаньшу Дэ, китайский поэт, переводчик.
В 30-е годы перевел на китайский язык стихотворения
С.Есенина «Корова», !Я странник улогой…», «Пасхальный благовест», «Поминки», напечатанные в журнале «Новые стихи» (1937, № 4),
издаваемый в Шанхае.
Новое о Есенине – 2, 269.
Уваров Иван Иванович, журналист.
Познакомился с Есениным в Ленинграде. Проживал
в одном доме с А.Сахаровым на углу Французской набережной. С.Есенин навещал его, оставлял свои вещи. 20 октября 1924 г. он писал
из Тифлиса Галине Бениславской: «Когда получите деньги за книгу, хорошо было бы, если б вы съездили в Питер и взяли мои вещи.
У Ивана Ивановича мой шарф красно-черный, я его очень люблю». 3 ноября 1925 г. С.Есенин во время кратковременного приезда в Ленинграде
остановился у журналиста И.И.Уварова.
1.С.А.Есенин ПСС У1, 624, 625. 2.Летопись – 4, 309, 444.
3..Белоусов, 2, 214.
Угаров, филёр.
В ноябре 1913 г. Московское охранное отделение осуществляет
негласное наблюдение за Есениным, дав ему кличку «Набор». Слежку вели фелёры Веремчук, Грязнов и Угаров. Было установлено
место проживания С.Есенина, его передвижение по Москве и встречи.
Летопись – 1, 178.
Угрюмов Дмитрий Борисович (1909 – 1973), драматург, прозаик.
В газете «Коммунистический труд» (1921, 1 октября)
опубликовал статью «Под маской поэзии», в которой описал обстановку в литературных кафе. О кафе «Стойло пегаса» писал: «Стоит
заглянуть в эту имажинистскую обитель, как вас тотчас же обдает гнетущей атмосферой дешевенького шантана самого мелкого
пошиба». Предложил закрыть подобные «кабаки, скрывающиеся под поэтической вывеской».
1.Летопись – 3 (1), 196. 2.Мацуев, 216.
Ужкалнис (Квиетинскас) Пятрас (1907 – 1984), литературовед.
В 1938 г. С.А.Толстая-Есенина писала секретарю Союза
Советских Писателей В.П.Ставскому: «Ввиду того, что в настоящее время все архивы передаются в ведение т. Ужкалниса, прошу
Вас дать соответствующее распоряжение о том, чтобы есенинские материалы были оставлены мне для хранения».
Письма, 475.
Уитман (Уитмен) Уолт (1819 – 1892), американский поэт-бард.
В предреволюционные годы некоторые русские поэты-футуристы,
в том числе и В.Маяковский, находились под сильным влиянием поэтики У.Уитмена. С.Есенин хорошо знал произведения американского
поэта. Произведения У.Уитмана звучали на «Вечере свободной поэзии» 23 апреля 1017 г. на поэтическом вечере 18 мая 1918 г. в бывшем
Пажеском корпусе (Петроград, Садовая, 26). Книжка «Пионеры» Уитмена и книжка «Иисус-младенец» Есенина вышли в издательстве
«Сегодня». Отзывы об этих книгах напечатаны в одной подборке в журнале «Наш путь» (Пг., 1918, № 2, май). С.Есенин знал поэзию
У.Уитмена, неоднократно обвинял В.Маяковского в заимствовании им уитмановских образов. В декабре 1919 г. в кафе Всероссийского
союза поэтов С.Есенин исполнял частушки, в том числе и о Маяковском: «Эх, сыпь. Эх, жарь. \\ Маяковский - бездарь. \\ Рожа краской
питана, \\ Обокрал Уитмана». С.Есенин неоднократно говорил И.В.Грузинову: «Маяковский весь вышел из Уитмена».
При описании Нью-Йорка в очерке «Железный Миргород»
С.Есенина отметил: «Тогда Бродвей был не таким. Сила Америки развернулась окончательно только за последние 20 лет. При Утитмане
он походил на наш старый Невский, теперь же это что-то головокружительное».
1С.А.Есенин, ПСС, УП (3), 734. 2. Летопись – 2, 756. 3.Летопись – 4, 50, 80.
Уколов Иван Владимирович (1866 – 1938), односельчанин С.Есенина.
Один из первых коммунистов с.Константиново. В 1918
г. И.В.Уколова в Константинове на общем собрании избрали председателем комитета бедноты. На этой должности он проработал
до 1926 г. Секретарем комитета бедноты избрали А.Есенина, отца поэта.
1.С.А.Есенин ПСС УП ( 2 ), 284. 2.Летопись-2, 194 3.Воспоминания
– 86, 1, 50. 4.СЕСЖ, 586.
Улитина А.П., типографская служащая.
Работала в 1914 г. вместе с Есениным в типографии
«Т – во И.Д.Сытина». В этом же году сфотографировалась с Есениным и группой работников типографии.
С.А.Есенин ПСС УП ( 3 ), 211.
Улыбын С., поэт.
Стихотворения С.Улыбина печатались в первом номере
Литературно-художественного альманаха «Ярь» (Рязань, 1925) . На смерть Есенина опубликовал в газете «Рабочий клич» (1926, 3 января)
стихотворение «Осенний улет (Есенину)» («К чему грустить, к чему порой скандалить…»).
. 1.Актуальные проблемы современного есениноведения. – Рязань,
1980. – С.105. 2..Поэты – 8, 281
Уль Байрон, американский служащий.
В 1922 г. работал заместителем руководителя иммиграционного
ведомства США. Во время въезда Айседоры Дункан и Сергея Есенина в США властями создавались препоны для свободного въезда
в страну. В американской прессе журналисты подняли по этому поводу шум. Уль Байрон вынужден был заявить, что не отдавал приказа
задерживать Айседору с мужем на острове Эллис, которым вскоре въезд в США был разрешен.
Айседора Дункан и Сергей Есенин. Жизнь, творчество,
судьба. М., 2005, с.457.
Ульянов, проводник вагона.
В сентябре 1925 г. служил проводником вагона № 2244
поезда «Баку – Москва», на котором С.Есенин и С.Толстая ехали из Баку в Москву. После инцидента в вагоне между С.Есениным
и дипломатическим курьером А.Рога был составлен о происшествии акт, который подписал и Ульянов. Этот акт положил начало
возбужденному против Есенина уголовному делу.
С.А.Есенин ПСС УП ( 2 ), 464.
Умников Сергей Дмитриевич (1902 - 1998), , краевед.
А начале 20-х годов - студент Сельскохозяйственного
института в Детском (Царском) Селе. Встречался с Есениным. «Это было летом 1924 г., - вспоминал С.Д.Умников. - Наш однокурсник
Игорь Демянцевич познакомился с ним (Есениным) в доме писателей в Ленинграде и пригласил к нам в Детское Село (ныне город
Пушкин). Есенин согласился выступать у нас на вечере. Вечер был организован в клубе института, бывшей Ратной палате. Продавались
билеты. Было много слушателей: не только студенты и преподаватели, но и жители Детского Села. Есенин выступал со своим другом
Иваном Приблудным. Есенина принимали восторженно. После концерта группа студентов, в том числе и я, пошли с поэтом через
Александровский и Екатериновский парки в другой наш клуб, где был организован ужин». Есенина и Приблудного пригласили пройтись
по паркам. Когда проходили мимо Александровского дворца, Есенин вспомнил: «Сюда в 1916 году меня вызывала царица Александра.
Послушала мои стихи, похвалила, но сказала, что они слишком грустные. Я тогда ответил ей: «Вся Россия такая».
С.Умников вспоминал, как С.Есенин с группой студентов
фотографировался у памятника Пушкина-лицеиста. На все уговоры студентов сесть на скамью рядом с Пушкиным Есенин категорически
отказался, он встал рядом, показав тем самым свое уважение и преклонение перед великим русским поэтом.
С.Умников с другими студентами провожал Есенина
на вокзале. «По пути Есенин говорил: «У Пушкина еще многие сотни лет будут учиться поэты всего мира». И пошутил: «А я с ним
почти тезки: он - Александр, я - Александрович, он - Сергеевич, я - Сергей». Тогда же один из нас спросил, верно ли, что он
верит в бога. Ответ показался интересным: «В него по-настоящему почти никто никогда не верил. Даже дикари стегали кнутами
своих идолов, а в деревнях издавна говорили: бог-то бог, да сам не будь плох. Какая тут вера!? Я бы написал «Гаврилиаду», да
Пушкин опередил меня». Это хорошо запомнилось мне, так как я только начинал становиться «воинствующим безбожником».
Воспоминания «Встречи с Есениным. Рассказ о
выступлениях поэта в нашем городе (Детском селе, 1924 г.)» С.Умников опубликовал в газете города Пушкин «Вперед» 10 апреля 1973
г. В газете «Вперед» напечатаны также его стихотворение «Ах, Есенин, Есенин…» и статья «Пушкин и Есенин».
На основе своей большой коллекции А.Умников создал
общественный музей А.А.Ахматовой в г. Пушкин (Царское Село).
1.С.А.Есенин ПСС 1У, 516, 517. УП ( 3 ), 251. 2.Летопись
– 4, 316, 317. 3. Карохин-2000, 99, 105, 110. 4. Поэты – 8, 225.
Унковский Владимир Николаевич (1888 – 1964, Париж), врач, литератор. Окончил медицинский
ф-т Харьковского ун-та. В 1911 г. редактор «Всероссийского студенческого сборника». В 1913 г. переехал в Петербург, познакомился
с А.Блоком, А.Ремизовым, А.Ахматовой, С.Есениным, Е.Замятиным и др. Встречался с Есениным на квартире поэта С.Городецкого 17 октября
1915 г. во время организационного собрания общества «Страда». В.Н.Унковский вместе с В.С.Миролюбовым и М.Ф.Дороновичем были
избраны в ревизионную комиссию общества «Страда».
. Во время мировой войны служил младшим врачом
в военно-санитарном поезде императрицы Александры Федоровны. Как и С.Есенин участвовал в сборнике «Пряник осиротевшим детям».
В 1916 г. после болезни уехал в Харьков. Печатал репортажи под псевдонимом Я.Вланиский.. В 1919 г. участвовал в создании в Харькове
общества «Литературное содружество». Был председателем кафе поэтов «Сезам». В 1920 г. эмигрировал в Югославию. Некоторое время
работал врачом в Африке. В 1926 г. переселился в Париж. Был постоянным сотрудником «Последних новостей», «Слова» (Рига), «Рупор»
(Харбин). Автор книг «Перелом. Роман из эмигрантской жизни» (Париж, 1934), «Наши дни» (Берлин, 1936) и др. После войны писал мемуары.
1.Летопись – 1, 268. 2.Вдовин, 96. 3.Незабытые могилы
– 6. Часть 2. – С.543.
Упит Андрей Мартынович (1877-1970), латышский прозаик, публицист, литературовед,
общественный деятель.
Родился в семье крестьянина-арендатора. После окончания
школы и самостоятельной подготовки получил в 1896 г. звание учителя. До 1908 г. работал учителем в Риге, а после стал заниматься
литературным трудом. С 1901 г. регулярно печатал рассказы о труде и жизни крестьян. На дальнейшее творчество оказали события
революции 1905 года и знакомство с марксистской литературой. Свои взгляды излагал в публицистических статьях, в которых разоблачал
буржуазию и отстаивал интересы пролетариата. В 1911 г. издал «Историю новейшей латышской литературы», первой попытки изложения
развития латышской литературы.
После февральской революции 1917 г. избирается в
Совет рабочих депутатов Риги, поддерживает большевистские программы. В 1ё918 г. германскими властями А.Упит посажен в тюрьму.
После освобождения в 1919 г. и установления советской власти активно участвует в работе новых органов власти. В 1920 г. был арестован
новой латышской властью. В тюрьме написал книгу новел «Бой ветров» и часть романа «Северный ветер». В буржуазной Латвии
А.Упит разрабатывал принципы социалистического реализма.
В июне 1920 г. в Пскове выходит книга литературно-критических
статей А.Упита на латышском языке, в которой автор, цитируя стихи С.Есенина из «Иорданской голубицы», «Преображения» и «Инонии»,
называет их «скоморошеством в революции» и задается вопросом: «Сумеет ли пролетариат достойно оценить Есенина?». Одновременно
А.Упит выступил с защитой Есенина от наскоков пролеткультовских теоретиков. По этому вопросу в журнале «Грядущее» (1920, №
5 – 5) полемизировал с ним критик Озоль-Предыск Карл в статье «Латышская «пролетарская критика» о русской пролетарской литературе».
После Великой Отечественной войны А.Упит активно
участвует в общественной и политической жизни Латвийской советской республики. В своем творчестве отражал общественные
конфликты, показывал широкую картину нравов латышей в новых условиях. С 1951 г. занят полностью литературоведческой и переводческой
работой.
1.Летопись – 2, 375. 2. КЛЭ, Т.7, стб. 822 – 824. 3.Карпов,
22.
Уринов Я.И., артист.
30 сентября 1924 г. в Киеве на «Вечере новейшей русской
поэзии, прозы и музыки», проводимом на выставке «Живая книга» артисты Руцкой и Уринов читали новые стихотворения поэтов,
в том числе и С.Есенина. Информация была опубликована в киевской газете «Пролетарская правда» (№ 223).
Летопись – 4, 421.
Урицкий Моисей Соломонович (Шлемович) (1973 – 1918) партийный деятель, чекист.
Родился в г.Черкассах. Окончил Киевский ун-т. За
революционную деятельность ссылался в Якутск, а в 1914 г. выслан за границу. Вернулся после Февральской революции, вступил в
партию большевиков. После Октября работает в Военно-революционном партийном центре, избирается кандидатом в члены ЦК РКП
(б). В 1918 г. возглавлял ЧК в Петрограде. 30 августа 1918 г. Леонид Каннегисер, с которыми дружил Есенин, после убийства Урицкого
был привлечен к ответственности и затем расстрелян. Во время следствия допрашивали многих родственников и знакомых Л.Каннегисера.
С.Есенин в это время не был в Петрограде, в материалах следствия его имя не упоминалось.
1.С.А.Есенин ПСС, 1, 510, 524. 2. Летопись – 2, 146. 3.3.МСЭ,
Т.9, стб. 796.
Урлин Константин Васильевич, писатель, критик.
1 октября 1925 г. в газете «Нижегородская коммуна»
в разделе «Библиография» опубликовал рецензию на «Избранное» (1925) С.Есенина. О стихотворении «Русь» писал, что оно относится
к тем произведениям поэта, которые «являются по своей яркой образности несравненными по изображению деревни».
1.С.А.Есенин ПСС П, 290. 2.Юсов, 58.
Урманов Кондратий Никифорович (1894 – 1976), прозаик.
Родился в селе Васильевском Акмолинской области.
В 1909 г. поступил в Атабасарскую сельхозяйственную школу, но был исключен «за безбожие». В 1919 г. участвовал в партизанской
борьбе. Первый рассказ «Кто виноват?» напечатан в якутском журнале «Ленские волны» во время первой мировой войны.
В омской газете «Рабочий путь» (1922, 21 января) в статье
«Суд над новыми течениями в литературе» рассказал о проведении омскими любителями поэзии суда на футуристами и имажинистами,
подражая в организации москвичам. Обвинителем выступил публицист Войтов, который подчеркнул: «Апологетами имажинизма
являются В.Шершеневич и А.Мариенгоф, что касается Есенина, то он создал себе имя не имажинистическими произведениями, а как
поэт-крестьянин, певец земли и природы». Присутствующие на литературном суде вынесли решение: 1) футуризм и имажинизм антиколлективны
и реакционны; 2) виноваты в извращении истины и художественном шантаже и 3) провозглашая новую красоту, на деле проявляют
недопустимую грубость и антихудожественность».
Автор книг «Половодье», «Гневные годы», «Путь славных»,
«Времена года», «Охотничьи зори», «В тайге», «Маленький охотник», «В сибирской дальней стороне», «Березы в алмазах», «Солнечный
круг» и других. Был дружен с Е. Н. Пермитиным, путешествовал с ним по Алтаю.
Летопись – 3 ( 1 ), 253.
Уркс Э., словацкий критик.
В статье-некрологе в газете «Pravda» (1926, 7 января)
о смерти С.Есенина критик-коммунист Э.Уркс утверждал, что поэт «обожествлял и любил революцию», хотя и не был «революционным
поэтом».
Есенин и мировая культура. Москва-Константиново-Рязань, 2008.
– С 104.
Усенко Виталий Г., художник.
Учился в пензенской гимназии вместе с А.Мариенгофом.
В начале сентября 1918 г. в Пензе выходит «Исход. Альманах 1-ыйф», который, по мнению А.Мариенгофа, был первым имажинистским сборником.
В альманахе опубликованы рисунки художника Усенко В.Г.
1.Летопись – 2, 149. 2.Русский имажинизм, 222
Усиевич Елена Феликсовна (1893 – 1968), критик, публицист.
Дочь Ф.Я.Кона, жена Г.А.Усиевича. Участница Октябрьской
революции и Гражданской войны. В 1932 г. окончила Институт красной профессуры. Печаталась с 1928 г. В статье «К спорам о политической
поэзии» в журнале «Литературный критик» (М., 1937, Кн. 5-я) рассматривает два поэтических отклика на смерть С.Есенина - стихотворения
В.Маяковского и А.Жарова.
По мнению автора статьи, М.Жаров подошел к вопросу
«политически». Он исходил из аксиомы, что самоубийство есть явление антисоциальное, кроме того, поведение Есенина, особенно
в последние годы его жизни, тоже носило антисоциальный характер. Его строка звучит приговором: «Но такого злого хулиганства
Мы не ждали даже от тебя».
Высоко оценивая стихотворение В.Маяковского, Е.Ф.Усиевич
подчеркнула, что в его стихотворении более глубоко раскрываются мотивы смерти Есенина. Маяковский скорбит, что такие вещи,
как самоубийство, возможны. «Он увидел не только богемную жизнь Есенина, но и мертвенную скуку, исходящую от сектантского
руководства «напостовцев», ставших между литературой и народом, мешающих писателю почувствовать народную жизнь и борьбу
- то единственное, что дает жизнь и силу поэзии. (…) Маяковский правдив и мужественен».
Об этом Е.Усиевич писала в книге Анализ стихотворения
В.Маяковского «Сергею Есенину» приведен в книгах «Пути художественной правды» (М., 1939). «Книга и жизнь» (Л., 1949).
1.Поэтика и проблематика творчества С.А.Есенина
в контексте Есенинской энциклопедии. – Москва-Константиново-Рязань, 2009. – С.434 – 435. 2.Поэты – 8, 116, 117. ,
Усов В., фотограф.
В марте 1925 г. В.Усов на квартире Г.А.Бениславской
сфотографировал С.Есенина с матерью Т.Ф.Есениной. А.А.Есенина вспоминала: « В конце февраля 1925 года Сергей приехал с Кавказа.
Из самовара мы пили чай, так как у нас не было большого чайника. Этот самовар есть на фотографии, где Сергей сидит с мамой и
читает ей стихи. Снимок был сделан у нас в Брюсовском переулке в марте 1925 года. Мама тогда приезжала навестить нас, а Сергей
читал ей поэму «Анна Снегина».
С.А.Есенин ПСС УП ( 3 ), 256.
Усольцев, врач.
В 1924 г. лечил С.Есенина. А.Миклашевская вспоминала:
«Я знала, что доктор Усольцев искал по всей Москве Есенина, говорил, что он рано вышел из больницы, что еще нельзя было его
выпускать».
Миклашевская А. Друзья Есенина. – «Аврора»,
1970, № 9, с. 69.
Успенский Трофим, дьякон.
24 сентября 1895 г. в церкви Казанской иконы Божьей
Матери села Константиново Сергей Есенин был крещен и наречен в честь Преподобного Сергия Радонежского. Таинство крещения
совершили священник Иоанн Смирнов, диакон Трофим Успенский, псаломщик Николай Орлин. Они же принимали участие в обряде
погребения А.П.Есениной, бабушки поэта, 18 октября 1908 г., на котором присутствовал Сергей Есенин.
Летопись – 1, 79, 105,
Успенский Ф.И., профессор.
Работал ректором Археологического ин-та. Был в
1922 г. арестован в связи с его дружбой с патриархом Тихоном. Был знаком с Есениным. В журнале «Работник просвещения» (1926, №
1) опубликовал статью о смерти поэта «Ушедшие… Сергей Есенин», в которой пересказал основные положения из письма Л.Троцкого,
зачитанного 18 января 1926 г. в Московском художественном театре на вечере памяти С.Есенина.
1Летопись – 4, 146. 2..Юшин, 457. 3.Поэты – 8, 106.
Устинов Алексей Устинович,(род. 1887), рабочий.
В 1913 г. работал в Товариществе Даниловской мануфактуры.
В марте подписал коллективное письмо сознательных рабочих г.Москвы с осуждением раскольнической деятельности депутатов-меньшевиков
во фракции социал-демократов 1У Государственной Думы. За подписавшими письмо, в том числе и С.Есениным, была установлена полицейская
слежка.
1.С.А.Есенин ПСС УП ( 2 ), 224, 374. 2.Белоусов, 1, 207.
Устинов Георгий Феофанович (1888 – 1932), прозаик, критик, журналист.
Сын крестьянина Нижегородской губернии. За богохульство
был исключен из церковно-приходской школы. «Там решили, - вспоминал Г.Устинов, - меня напихать катехизисом, как мешок опилками.
Но в этом училище за незнание Закона Божьего был изгнан из общежития..." Работал сначала водоливом, потом на текстильной
фабрике. Устроился матросом на пароходе. В 1905 г. активно участвовал в революционных событиях в Городце. Был арестован. В
Балахнинской тюрьме написал первый рассказ «На судах», опубликованный в нижегородской газете «Судоходец». О литературной
деятельности Г.Ф. Устинова узнал А.М. Горький, который в письме подбодрил начинающего прозаика.
В 1909-1916 гг. Г.Ф. Устинов жил и работал в г. Рыбинске,
публиковал фельетоны в газете «Рыбинский вестник» под псевдонимом «Клим Залётный». За выступление против самодержавия был
второй раз арестован и посажен в тюрьму. В 1916 г. переезжает в Москву, знакомится с С. Городецким, . Касаткиным, Б. Пастернаком,
К. Зозулей и др. Вступил в социал-демократическую партию. Февральскую революцию встретил эсером в Петрограде, но в дни Октябрьской
революции прочно встал на сторону большевиков. Г.Ф. Устинов — участник Великой Октябрьской социалистической революции и
гражданской войны, которой посвятил повесть «Чёрный ветер». В 20-е годы сотрудничает в журналах «Красная новь», «Новый мир»,
печатает стихотворения Сергея Есенина. В своих рассказах «В коммуне», «Сердце Терентия Власыча» и др. Г.Устинов пытается
показать происходящие социальные перемены в среде крестьян и рабочих.
Познакомил Г.Устинова с Есениным в конце 1918 г.
писатель Василий Каменский. «Здесь я впервые встретил его (Есенина) в поддевке, - вспоминал Г.Устинов, - с шарфом, два раза
перекинутым вокруг шеи, в аккуратных «гамбургских» сапогах с прямыми голенищами, немного робкого на вид, всему улыбающегося,
немного смешного «старого» стилизованного деревенского грамотного юношу, попавшего в большой город за счастьем». По признанию
самого поэта, Г.Ф. Устинов был одним из его лучших друзей. «Мы с Жоржем ведь очень старые друзья», — писал Сергей Есенин в одном
из писем. В письме к Мариенгофу от 12 ноября 1922 года из Америки Сергей Есенин подчёркивает: «Устинову поклонись в первую голову».
Он внимательно следил за развитием творчества Г.Ф. Устинова. Об этом можно судить по некоторым фразам есенинских писем за
1922-1925 годы.
25 ноября 1918 г. состоялось общее собрание членов
секции поэтов, беллетристов, переводчиков художественных произведений и художественных критиков Московского союза советских
журналистов. С докладом о задачах секции выступил Г.Устинов. После обсуждения доклада был избран Комитет секции в составе
5-ти членов, в который вошел С.Есенин, набравший 15 голосов. Г. Устинов набрал 10 голосов и был избран в Комитет кандидатом.
В начале декабря 1918 г. С.Есенин выходит из состава Комитета. Освободившееся место занял Г.Устинов.
Г.Устинов вспоминал: «В начале 1919 года Сергей Есенин
жил у меня в гостинице «Люкс», бывшей тогда общежитием Наркомвнудела, где я имел две большие комнаты (№ 291). Мы жили вдвоем.
И во всех сутках не было ни одного часа, чтобы мы были порознь. Утром я шел служить в «Центропечать», где заведовал Лекционным
отделом. Есенин сидел у меня в кабинете и читал, а иногда что-нибудь писал. Около 2-х часов мы шли работать в редакцию «Правды»,
где я был заведующим редакцией. Есенин сидел со мною в комнатке и прочитывал все газеты, которые мне полагались. Вечером,
кончив работу, мы шли обедать в случайно обнаруженную нелегальную столовку на Среднем Гнездинковском, ели сносный суп,
иногда даже котлеты, - за которые платили слишком дорого для наших тогдашних заработков. Потом приходили домой и вели бесконечные
разговоры обо всем: о литературе и поэзии, о литераторах и поэтах, о политике, о революции и её вождях, впадали в жуткую метафизику,
ассоциировали землю с женским началом, а солнце - с мужским, бросались мирами в космосе, как дети мячиком». «У Есенина была
исключительная память, - писал Г.Устинов, - Он помнил почти всего Блока».
В номере Г.Устинова Есенин познакомился с писателем
С.И.Гусевым-Оренбургским, врачом М.С.Тарасенко, литератором Н.Н.Богдановым, издателем журнала В.С.Миролюбовым, женой Устинова
Е.А.Устиновой и др.
В 1919 г. С.Есенин готовил сборник «Революционный
декламатор» для издательства «Денница», предисловие к которому написал Г.Устинов. Гонорар Есенину был выплачен, но книга
не вышла. Активное творческое сотрудничество проявилось после утверждения в 1919 г. Г.Устинова редактором новой еженедельной
газеты «Советская страна». Издание прекратило свое существование на четвертом номере, вышедшем 17 февраля 1919 г. В газете
С.Есенин напечатал несколько стихотворений. На есенинском стихотворении «Вот такой, какой есть…» в альбоме И.В.Репина есть
приписка Г.Устинова: «Советскую страну закрыли, а он стихи пишет! Тогда же».
В газете «Советская страна» (М., 1919, 3 февраля) Г.Устинов
в статье «Гармония образов» (подпись Юрий Гордеев) отмечал: «Сергей Есенин шлифует свои образы тщательно. Он хороший, терпеливый
мастер, очень любит работу, и в особенности ту, которая выходит из его рук. Это - творец бесчисленного количества образов,
поэт – индивидуалист, уверенный в себе, немного символист, немного декадент. Но от декадентов он резко отличается тем, что
они - поэты звука, в то время как Есенин - поэт образа. И только в некоторых местах он очень удачно сочетает звуки и образы,
как, например, в стихотворении «Осень».
В статье Г.Устинов обратил внимание на образное
выражение «Господи! Отелись!» в поэме «Преображение», преподнося его в есенинском разъяснении: «Отелись» - значит «воплотись».
Но при этом предупреждал: «Конечно, мы понимаем, что Есенин словом «отелись» хочет сказать Богу, чтобы он, наконец, принял
реальный образ. Но где же додуматься до таких тонкостей простому рабочему и крестьянину?!»
Г.Устинов, как и С.Есенин, вошел в состав литературной
секции при литературном поезде имени А.В.Луначарского.
В феврале-марте 1919 г. С.Есенин переходит жить
в квартиру, арендованную им вместе с А.Мариенгофом. С Устиновым продолжает дружить, но встречаются они всё реже и реже. В
марте в номере Устинова С.Есенин обсуждает с другими писателями и литераторами проблемы революции и мирового общежития.
Г.Устинов оказался свидетелем неудачной попытки
С. Есенина вступить в партию большевиков. «Перед тем, как написать «Небесного барабанщика», - вспоминал Г.Устинов, - Есенин
несколько раз говорил о том, что он хочет войти в коммунистическую партию. И даже написал заявление, которое лежало у меня
на столе несколько недель. (в начале 1919 г. он однажды робко приносит мне на стол записку, написанную мелким почерком, так похожим
на почерк М.Горького. Это было заявление С.Есенина о его желании вступить в партию большевиков, «чтобы нужнее работать». «Напиши,
пожалуйста, рекомендацию… Я, знаешь ли… Я понял… я хочу умереть хоть сейчас…»).. Я понимал, что из Есенина с его резкой индивидуальностью,
чуждой какой бы то ни было дисциплины, никогда никакого партийца не выйдет. Да и ни к чему это было. Только немного позднее,
когда Н.А.Мещеряков написал на оригинале «Небесного барабанщика», предназначавшегося мною для напечатания в «Правде»: «Не
складная чепуха. Не пойдет. Н.М.», - Есенин окончательно бросил мысль о вступлении в партию. Его самолюбие было ранено…».
При задержании С.Есенина и допроса в МЧК в «Показании
по существу дела» Есенин на вопрос: «Кто может Вас взять на поруки?» ответил: «Может безусловно за меня ручаться, окромя выше
сказанных, тов. Устинов, сотрудник Правительственной газеты». Используя дружеские связи, С.Есенин спасает от расправы Г.Устинова
художника Дид Ладо
В сентябре 1919 г. Г.Устинов выехал на работу
в Сибирь. При расставании он заметил, что провожавший его С.Есенин отошел от него по целому ряду причин. В 1920 г. Сибирское
отделение Госиздата в Омске издает брошюру Г.Устинова «Российская Коммунистическая партий (большевиков). К партийной неделе»,
в которой популярно разъясняются основные уставные положения партии, говорится о необходимости омолодить партийный актив,
разъясняется роль вождей в партийной иерархии. «Кого и почему коммунисты зовут в свою партию?» - задает в конце брошюры вопрос
Г.Устинов и тут же дает ответ: «Тот, кто ищет в Коммунистической партии тепленькой должности или «высокого положения» - разочаруется
на первых же порах своего членства».
В 1920 г. в Москве издается книга Г.Устинова о
Л.Троцком «Трибун революции». Автор книги был в близком окружении Л.Троцкого в первые годы после Октября. Он выполнял в специальном
«Поезде Троцкого» обязанность ответственного секретаря газеты «В пути», выходившая в 1918 – 1922 гг. В первых номерах газеты
часто публиковались репортажи, очерки, зарисовки событий Г.Устинова, связанных с военно-политической деятельностью наркомвоенмора
Л.Троцкого, которого журналист боготворил. Его книга «Трибун революции» также написана в восторженных тонах: «Лицо Троцкого
- лицо русской революции. Великий человек играет роль великого человека. Великий народ творит великое дело. Троцкий воплотил
в себе весь характер русской революции». Подробно раскрывается полководческий талант Л.Троцкого во время освобождения от
белогвардейцев Казани, приводятся примеры ораторского мастерства лидера революции, сумевшего убедить крестьян в правоте
своего дела. Дана подробная биография Л.Троцкого. Можно предполагать, что многие сведения о революционной деятельности
Л.Троцкого С.Есенин узнал от Г.Устинова. Это позволило поэту всегда высоко отзываться о Л.Троцком, который также внимательно
следил за творчеством поэта.
Г.Устинов всегда оценивал любого поэта и писателя
за его вклад в революционную борьбу. Здесь он был прямолинеен. «Если бы Демьяна не было, - утверждал Г.Устинов, - Демьяна надо
было бы выдумать», так как Демьян Бедный - революционный поэт по призванию, «он – пес сторожевой пролетарской революции,
- название, которым он гордится сам». В статье «Русский футуризм» аналогичная оценка дана другому глашатаю революции: «
Маяковский - не поэт. Маяковский - верный сын своей эпохи - действенный, культурный революционер, гражданин – творец.
Для него нет какой-то самодовлеющей литературы - «искусства для искусства». Он творец, не белоручка». С таких же позиций
Г.Устинов оценивал и творчество Есенина.
Г.Устинов одобрял стремление Есенина поэтически
продвинуть российскую революцию за пределы страны. Этот космический взгляд находит отражение в есенинской поэме «Пантократор».
1 февраля 1920 г. в омской газете «Советская Сибирь» Г.Устинов писал: «Человек - Гражданин мира - вот есенинский идеал, коллективное
творческое всех во всем - вот идеал есенинского строительства мирового общежития. В «Пантократоре» (…) Есенин больше всего
сказался как революционер-бунтарь, стремящийся покорить к подножию Человека-Гражданина мира не только Землю, но и весь мир,
всю природу. Он верит в неисчерпаемый источник человеческих сил и талантов, верит в непобедимую силу коллективного творчества,
- силу, которая, если захочет, то может вывести Землю из её орбиты и поставить на новый путь…». Само заглавие поэмы «Пантократор»,
которое в греческом языке означало «всевластитель вседержитель», Г.Устинов расшифровывал как «вечное вращение, вечное
движение вперед».
Г.Устинов в 1920 г. вошел в Высший совет писателей-коммунистов
Литературный фронт». Его критические оценки поэзии Есенина с официальных позиций становятся жесткими и социологизированными.
В 1920 г. С.Есенин в Госиздат РСФСР представил сборник «Телец». Книга дошла до верстки и была направлена на рецензию Г.Устинову.
Отзыв, скорее всего, не был положительным, так как книга не издавалась.
Как публицист Г.Устинов выражал озабоченность
состоянием литературы в послереволюционное время. В статье «Не с того конца» отмечал: «Настоящей литературы, которой вправе
уже теперь ждать революция, у нас еще нет. «Цвет литературы» утек заграницу. Там Бунин, А.Толстой, Куприн… Государство должно
прийти на помощь искусству. Новую литературу надо поддержать. И в особенности, конечно, заслуживает этого «Серапионовы братья».
Г.Устинов обратился к Л.Троцкому с просьбой
поддержать инициативу издания частной коммунистической газеты, в которой бы печатались и художественные произведения..
Л.Троцкий отправил письмо в Политбюро ЦК РКП(б), которое постановило: «Запретить всякие разговоры о беспартийной коммунистической
газете, признав саму мысль неправильной».
Г.Устинов подверг резкой критике основные положения
имажинизма. «Для пролетарского искусства, - писал он, - наиболее опасным в настоящий момент является не символизм как «чисто
буржуазное искусство» и не футуризм как «анархо-ителлегентное течение», а имажинизм, «прямой посланец мелкой буржуазии,
обиженной пролетарской революцией».
В журнале «Вестник работников искусства» (1921, №
10 – 11) Г.Устинов в статье «Литература и революция» писал: «Имажинистов немного: едва ли наберется всего два десятка. Но в
этой десятке необходимо произвести серьезный отбор. Можно было бы даже поставить вопрос так: или действительный, настоящий
имажинист только один Есенин, или же все остальные девять - имажинисты, а Есенин попал в эту компанию по недоразумению». Г.Устинов
нелестно отзывается об имажинистах, считая их сектой поэтов, «поставивших себе целью вычерпывание образа», но по сути относящиеся
к «изломам обывательского анархо-мещанского индивидуализма»
В газете «Терек» (1922 г., 9 июля) Г.Устинов положительно
оценивал творчество С.Есенина: «Ему удаются новые индустриальные образы не хуже его старых - деревенских. Для него революция
победила всё косное, отсталое, подняла всё лучшее из глубин народных масс». Он высокого отозвался о вкладе Есенина в русскую
поэзию. «По тому, как Есенин усовершенствовал стих, - писал Г.Устинов, - как расширил рамки ритма, рифмы, десонанса, приблизил
поэтическую форму к высшей художественной форме прозы, как путем образа достиг наивысшей степени четкой и хъудожественной
выразительности, - уже по одному этому даже сейчас, когда его творчество еще не развернулось во всю ширь и мощь, - Есенина
можно назвать первоклассным европейским поэтом. В форме он достиг многого, содержание придет к нему вместе с новой культурой,
которая уже захватила его и сделала его даже сейчас уже едва ли не одним из самых просвещенных русских писателей».
Г.Устинов, высоко отзываясь в 1921 г. о «Сорокоусте»
Есенина, подчеркивал, что «новое городское бытие победило старого деревенского Есенина». Но постепенно у Устинова меняется
оценка есенинского творчества. 6 сентября 1922 г. в московской газете «Известия ВЦИК» в статье «Не с того конца», приводя стихотворение
«Я последний поэт деревни», Г.Устинов отнес «безнадежно погибшего гениального» Есенина к вождям поэтов-меланхоликов»,
выразителем кризиса индивидуализма, который называн автором «психо-бандитизмом», вызванный «крестьянским собственническим
сознанием». Намекая на есенинские слова, что «самые лучшие поклонники нашей поэзии проститутки и бандиты», Г.Устинов писал:
«Уличный обыватель и проститутка с Тверского бульвара, еще недавно являвшие собою «социальную базу» для известного сорта
«модных поэтов», пресытившись, отошли… Ушла в прошлое дедовская Русь, и вместе с нею, с меланхолической песней, отходят её
поэты.(…) Есенин - самый яркий, самый одаренный поэт переходной эпохи и самый неисправимый психо-бандит, вторит своему собрату
(Н.Клюеву, который писал «По мне пролеткульт не заплачет…»)». Сделал вывод, что «есенинский «двенадцатый час» пробил потому,
что «этот час пробил его деревне».
В статье дана вульгарно-социологическая характеристика
С.Есенина. «Сын анархо-мужика из Рязанской губернии, - писал Г.Устинов, - всосавший в себя экстракт анархо-самоедского хозяйства,
возлюбивший его, как кулик болото, Есенин пришел в город с своими деревенскими песнями, с своими деревенскими образами, божьей
матерью, херувимчиками, младенцем Иисусом, святым Николой и проч., и проч. (…) Он почувствовал, что этот бездушный город оказался
сильнее его души - души полной и вполне организованной. (…) Его старое деревенское бытие в новой городской обстановке подверглось
трагическим изломам, изломам до боли, до мучительного страдания. И Есенин возненавидел за эту боль «бездушный город», он почувствовал,
что этот бездушный город оказался сильнее его души - души полной и вполне организованной, хотя бы в той же её непримиримой
анархичности. Эта битва продолжалась долго - несколько лет. И кончилась или начинает кончаться - победой города, которую
признает и сам Есенин. (...) . Жестокость борьбы, конечно, не привлекает Есенина, но он признает её неизбежность и ищет причинности.
По Есенину, вся причина жестокости кроется в том, что объективно такова вся жизнь». Иллюстрацией для Устинова послужили
начальная и последняя строфы «Песни о хлебе» С.Есенина.
Выступил Г.Устинов против некоторых есенинских
лозунгов в поэме «Иорданская голубица». «У Есенина большевизм ненастоящий, - писал он. - «Мать моя родина, я - большевик»
- это звучит для подлинного большевика фальшиво, а в устах Есенина как извинение - извинение всё перед той же дедовской Россией».
В последующих публикациях Г.Устинов не меняет
своей оценки. В книге «Литература наших дней» (М., 1923), в специальной главе «Осуждены на погибель» он писал: «Теперь уже
совершенно очевидно, что если в творчестве Есенина не произойдет поворота, его поэтический путь можно считать законченным.
(…) Всего вероятнее, что та форма, которую дал Есенин стиху, останется и воскреснет в другом поэте, который вольет в неё новое
содержание. Это и будет его заслугой. Содержание вместе с Есениным отойдет - да уже не отошло ли? - в прошлое. Вместе с дедовской
Русью, вместе с ушедшей эпохой буржуазного субъективизма и псевдопугачевщины. Классовая борьба продолжается…».
Имажинистский период в творчестве Есенина Г.Устинов
всегда оценивал отрицательно. Резкую оценку имажинистам критик вынес в разделе «Имажинизм» в статье «Литература и Революция»
в журнале «Вестник работников искусств» (1921, № 10/11).. В статье «Очерки новейшей русской литературы. Искусство и политика»
(Известия, М.,1922, 22 сентября) он представил С.Есенина как «идеолога имажинизма» Имажинисты, в том числе и Есенин, критикуются
им как апологеты «чистого искусства». Г.Устинов считал, что в трактате «Ключи Марии» Есенин напрасно полемизирует с «городом»,
что он, являясь «вождем имажинизма», «сбился с панталыку и плюнул на социализм, и вдребезги разругался с городом (с пролетариатом)»
В книге «Литература наших дней» (М., 1923) в главе «Имажинизм» Г.Устинов представляет литературное объединение как «надлом
обывательского анархо-мещанского индивидуализма», при этом, правда, уточняя, что только у одного Есенина образ служит средством
для выявления поэтического содержания. В статье «Пролетарские поэты» (1923) Г.Устинов обвинил С.Есенина в мелкобуржуазной
оппозиционности к пролетарскому государству, что ярко выразилось в его стихах.
Изменилась оценка Г.Устиновым и поэмы «Пугачев»,
в которой, по его мнению, поэт «сознательно ставит на первый план не личность, не героя, а массы… Есенин - это завтрашний
день Маяковского, творец-создатель, пришедший на смену творцу-разрушителю, революционеру». Через два года Г.Устинов о поэме
«Пугачев» высказывает прямо противоположную оценку, считая, что «наиболее крупное произведение «Пугачев» знаменует собою
не поворот вперед, а а поворот назад. Это произведение - гимн психологической пугачевщине, тому самому психобандитизму,
который принес Сергей Есенин в революционный город с хитро улыбающихся рязанских полей. Есенинский Пугачев - не исторический
Пугачев. Это - Пугачев-антитеза, Пугачев-противоречие тому железному гостю, который «пятой громоздкой чащи ломит», это Пугачев
- Антонов-Тамбовский, это лебединая песня есенинской хаотической Руси, на короткое время восставшей из гроба после уже
пропетого ей Сорокоуста. (…) «Пугачев» Есенина - не исторический Пугачев, а современный Пугачев-Есенин, родившийся в начале
НЭПа, синоним оппозиции по отношению к пролетарскому государству уже не за «оевизну», а за «правизну» его политики…».
С.Есенин читал книгу Г.Устинова. 1 января 1924 г.
он специально просил В.Вольпина, чтобы эту книгу продали ему со склада.
Г.Устинов с вульгарно-социологических позиций
оценивал отношения поэтов-имажинистов к революционным изменениям в стране. «Очень характерно, - писал Г.Устинов 29 июля 1923
г. в газете «Известия ВЦИК», - что в начале октябрьской революции мелкобуржуазные поэты (тот же Есенин, Мариенгоф и др. ) (…)
пели славу революции, потому что еще не понимали, кому и чему она угрожает. Но как только пролетариат победил крупную активную
воинствующую буржуазию и положил на обе лопатки мелкую буржуазию деревни и города, эти поэты принесли ей свое меланхолическое
раскаяние. Тот же Есенин одним из первых написал: «Видно, в смех над самим собой Пел я песнь о чудесной гостье…», т. е. о революции.
Позднее эта меланхолия сменилась мрачным пессимизмом. (…) Конечно, ни Есенина, ни Шершеневича, ни Мариенгофа нельзя назвать
«белыми» поэтами. Но их поэтическая школа, их творчество этого периода глубоко чуждо пролетариату».
21 апреля 1924 г., в ленинградской газете «Последние
новости» Г.Устинов даст Есенину еще более жесткую характеристику: «Оторвался от деревни, пропел ей «Сорокоуст», не пристал
к городу - и скитается, как Пугачев, бандитом - психобандитом - по взбудораженной земле». Тем не менее, Есенин, готовя к
изданию «Москву кабацкую», на одном из первых макетов (1924 г в издательстве ГУМа) написал: «Посвящаю с глубоким уважением
Георгию Феофановичу Устинову».
С.Есенин встретился с Г.Устиновым во время своего
приезда в Ленинград в начале ноября 1925 г., читал ему новые стихотворения, поэму «Черный человек»
Во время последней поездки в Ленинград С.Есенин
поселился в «Англетере», где проживал Г.Устинов с женой, активно с ними общался. В.Эрлих вспоминал, как С.Есенин строил свои
дальнейшие планы. «Снимем квартиру вместе с Жоржем (Устиновым) Тетя Лиза (Е.А.Устинова) будет хозяйкой. Возьму у Ионова журнал.
Работать буду».
Г.Устинов при встречах журил Есенина, что тот
мало читает. Теплых отношений между ними уже не было. Г.Устинов считал, что «Есенин вообще был очень хитер и подозрителен».
О последнем дне жизни поэта Г.Устинов писал: «Весь этот самый последний день Есенин был для меня мучительно тяжел. Наедине
с ним было нестерпимо оставаться, но и как-то нельзя было оставить одного, чтобы не нанести обиды. Я пришел к нему днем. Есенин
спал при спущенных шторах. Увидев меня, он поднялся с кушетки, пересел ко мне на колени, как мальчик, и долго сидел так, обняв
меня одной рукою за шею. Он жаловался на неудачно складывающуюся жизнь. Он был совершенно трезв. Потом в комнату пришли.
Есенин пересел на стул, читал стихи, и опять - «Черного человека». Тяжесть не проходила, а как-то усиливалась, усиливалась
до того, что уже было трудно её выносить… Под каким-то предлогом я ушел к себе».
В трагическую ночь С.Есенин стучался в номер к Устиновым,
но те сказали, что уже поздно и отправили его спать.
В «Красной газете» (Веч. вып., Л., 1925, 29 декабря) в
статье Г.Устинова «Сергей Есенин и его смерть» впервые было напечатано стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…».
Критик привел некоторые биографические данные, но продолжал утверждать, что «имажинизм повернул Есенина спиной к революции.
Есенин написал самую неудачную в то время поэму «Кобыльи корабли». В сборнике статей «Памяти Есенина» (М., 1926) Г.Устинов
опубликовал «Годы восхода и заката. (Воспоминания о Сергее Есенине)», осветив жизнь поэта в 1918 г. в Москве и его борьбу с богемным
окружением. О манере работы Есенина над своими стихами, о конфликте с Н.Клюевым и взаимоотношениях с С.А.Толстой Г.Устинов
продолжил в статье «Мои воспоминания о Есенине», опубликованной в книге «Сергей Александрович Есенин. Воспоминания» (М.
– Л., 1926).
Марина Цветаева в 1926 г. задумала написать поэму
о Есенине, просила из Парижа Б.Пастернака помочь в сборе опубликованных материалов на смерть поэта. 24 января 1926 г. Б.Пастернак
переадресовал просьбу М.Цветаевой Г.Устинову. «Вы о нем (Есенине) писали, - объяснял Б.Пастернак. – Вашей статьи я до сих пор
не мог достать. Может быть, Вы её, а также и другие ленинградские статьи, что окажутся под рукой, приложите к тому, что найдете
возможным и нужным сообщить Марине Ивановне». Поэма М.Цветаевой не была написана.
В 1926 году Г.Устинов опубликовал роман «Человек
из леса», рассказ «Его сиятельство». Критики быстро обнаружили «нарушения» против социалистического строительства в романе
«Черный ветер», рисующем картины гражданской войны. Как и в ряде других произведений на эту тему, автор изображает бессудные
массовые расстрелы, партизанскую вольницу, разложение в рядах Красной армии. Приводит, в частности, такой диалог красных
командиров: “Пора наступать, пока совсем не разложились… А то мы сами скоро превратимся в бандитов. – Только в красных бандитов.
– Ну да, мы не можем рисковать нашим авторитетом” («Человеческое.»). Спорящие о праве в пределах применения “революционной
законности” апеллируют к Троцкому как к последней инстанции.
Г.Устинов в 1932 г. при невыясненных обстоятельствах
неожиданно покончил с собой. Возможно, он понимал, что ему, в свое время воспевавшего Л.Троцкого, объявленного в стране «врагом
народа», пощады не будет.
В.Кузнецов, отстаивая и развивая версию об убийстве
С.Есенина по приказу Л.Троцкого, среди основных исполнителей этого распоряжения назвал имя Г.Ф.Устинова.
1.С.А.Есенин ПСС УП ( 3 ), 735. 2.Летопись – 2, 756. 3.Летопись – 3 (1), 174, 175. 4.Летопись – 3 ( 2 ), 570. 5.Летопись – 4, 731. 6.Белоусов, 2, 437. 6.Воспоминания – 86, 2, 434. 7.Письма, 586. 8.Материалы, 446. 9.СЕСЖ, 586. 10.Мой век, 589 – 592. 11.Радуница – 3, 24. 12 Клейнборт Л.И. Очерки народной литературы.
Л., 1928. 13..Кузнецов, 194 – 197. 14.Вержбицкий Н. Встречи с Есениным. Тбилиси, 1961, с.6. 15.Карпов, 238. 16.Юсов, 125.
Устинов И.Г., поэт-«суриковец».
В марте 1915 г. в Москве встречался с Есениным. «В
почти пустом вагоне Есенин встретил знакомого, - вспоминал Д.Семеновский, - тоже, кажется, суриковца, - везло нам в этот день
на встречи с ними. Это был юноша рабочего вида, поэт Устинов. Сидя напротив нас, он доверительно рассказывал Есенину о своих
делах. Напечатал первую книжку стихов, и тут же за нецензурность она была конфискована. Удалось спасти только несколько
экземпляров. Есенин посочувствовал поэту». С.Есенин, Д.Семеновский, И.Устинов навестили поэта Г. В.Якубовского.
В «Третьей книге стихов» (1926) И.Устинова опубликовано
стихотворение «Памяти С.Есенина» («Отпела песню русская гармоника…»).
1.Летопись – 1, 205, 206. 2.Воспоминания – 86, 1, 157.
3.Поэты – 8, 281.
Устинова Елизавета Алексеевна (1897 - ?), жена Г.Ф.Устинова.
В 1919 г. Есенин жил вместе с Г.Устиновым в московской
гостинице «Люкс». Познакомился с его женой Е.А.Устиновой, к которой обращался «тетя Лиза». В 1919 г. поэт на книге «Радуница»
(1918) написал: «Милой тете Ли + Зе Сергей Есенин».
С.Есенин с Е.Устиновой встреался эпизодически.
В 1923 году за счет С.Есенина в кафе «Стойло Пегаса» питались некоторые его друзья. 30 октября 1923 г. на счете буфетчик записал:
«За Устинову 1350», заверенная подписью Есенина.
С середины 1925 г. Устиновы жили в Ленинграде. В ноябре
1925 г. С.Есенин заходил к ним в гости. «Есенин к нам в номер гостиницы «Англетер», - вспоминала Е.А.Устинова, - пришел не один
- с поэтом Н.П.Савкиным. Читал свои последние произведения. В этот его приезд мы виделись два раза. В день отъезда он пел хрипловатым
приглушенным голосом вместе с Савкиным рязанские частушки.». Е.А.Устинова отметила большие перемены во внешнем облике поэта:
«От былого здоровья, удали осталось только насмешливая улыбка, а волосы, те прекрасные, золотые волосы, совсем посерели,
перестали виться, глаза тусклые, полны грусти, красноватые больные веки и хриплый, еле слышный голос».
Во время декабрьской поездки Есенина в Ленинград,
по воспоминаниям В.Эрлиха, «Е.А.Устинова, со своей стороны, приложила все усилия для того, чтобы Сергей чувствовал себя совсем
по-домашнему. Постоянно пыхтел самовар. Ежедневно убирали комнату. Грели ванну. По возможности не оставляли его одного».
Есенин бранился с Устиновой, которая заставляла его есть. «Тетя Лиза! – говорил он. – Ну что ты меня кормишь! Я ведь лучше
знаю, что мне надо есть. Ты меня гусем кормишь, а я хочу косточку от гуся сосать!».
Устиновы и Есенин просили В.Эрлиха подыскать им
общую квартиру. «Я сначала не соглашалась на такое общежитие, - вспоминала Е.А.Устинова, - но Есенин настаивал, уверяя, что
не будет пить, что он в Ленинград приехал работать и начать новую жизнь».
Узнав, что Есенин порезал руку, чтобы кровью
написать стихотворение, Е.А.Устинова с возмущением отчитала поэта: «Сергунька! Говорю тебе в последний раз: если повторится
еще раз такая штука, мы больше не знакомы» - «Тетя Лиза! А я тебе говорю, что если у меня не будет чернил, я еще раз разрежу руку!»
- «Чернила будут. Но если тебе еще раз взбредет в голову писать ночам, а чернила к этому времени высохнут, можешь подождать
до утра! Ничего с тобой не случится!».
Е.Устинова рассказывала П.А.Мансурову о трагической
смерти поэта: «Как только вы ушли, то (передал половой) он вышел из комнаты и поднялся к нам. Постучал. Мы спали, проснулись
и спрашиваем: «Кто там?» - «Это я, Есенин» - «Да что ты, Сереженька, ведь мы спим, 5 часов. Приди попозже. Он спустился. Сел в
кресло в общем зале, посидел минут 10, а потом пошел к себе. И половой говорит, что вскоре он услыхал глухой стук, как будто что-то
упало. А потом стало тихо».
О последнем дне жизни поэта Е.А.Устинова писала:
«28-го я пошла звать Есенина завтракать, долго стучала, подошел Эрлих - и мы вместе стучались. Я попросила, наконец, коменданта
открыть комнату отмычкой. Комендант открыл и ушел. Я вошла в комнату: кровать была не тронута, я к кушетке - пусто, к дивану
- никого, поднимаю глаза и вижу его в петле у окна. Я быстро вышла…»
3 января 1926 г. Е.А.Устинова написала статью «Четыре
дня Сергея Александровича Есенина» для сборника «Воспоминание» (1926 г.), которая под названием «Очевидец самоубийства С.Есенина»
была перепечатана в латвийской газете «Слово» (1927, 19 января).
В.Кузнецов высказал мнение, что никакой Е.А.Устиновой
во время гибели Есенина в ленинградской гостинице не было, а вместо неё действовала как соучастница убийства поэта ярая
троцкистка Анна Яковлевна Рубинщтейн.
1.С.А.Есенин ПСС УП ( 3 ), 735. 1.Летопись – 2, 215. 3Летопись – 4, 523. 4..Белоусов, 2, 437. 5..Письма, 370, 391. 6..Материалы, 258 – 262. 7. Мой век, 703, 707. 8..Радуница – 2, 56. 9..Кузнецов, 197 -200. 10. Карпов – 62.
Устругова (в девичестве Осташевская) Варвара Карловна ( ? - 1944), ,актриса, исполнительница русских народных сказок.
Окончила Институт гражданских инженеров (ныне
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет) и получила квалификацию гражданского инженера
(архитектора). Вышла замуж за однокурсника Д.Д.Устругова, но после 1913 г. разошлись. С этого года Варвара Карловна целиком
переходит на концертную деятельность. Она читает с эстрады русские народные сказки, былины и сказки собственного сочинения
на вечерах, организуемых обществом «Народное искусство». «Очень понравились сказки г-жи Уструговой,- писала 20 января 1914 г.
газета «Новое время», - которая рассказывает их с поразительной простотой, чистым народным говором, но без того подчеркивания
«быта», которое так мешает слушать: тут просто будто сидит умная деревенская «баба», сучит нитку, и речь ее льется будто сама
собой, бойко и живо…».
В. Устругову, не имеющую специального театрального
образования, приняли в Александринский театр. О ее театральной деятельности до 1918 года почти ничего не известно, но о выступлениях
на вечерах «Народного искусства» сохранилось много свидетельств.
В. Устругова выступала вместе с выдающимися
поэтами, писателями, актерами, музыкантами. Одним из них был Сергей Есенин, с которым она познакомилась в ноябре 1915 г. в Петрограде.
Оба 19 ноября 1915 г. приняли участие в первом «Вечере искусства» общества «Страда Сохранилась афиша следующего вечера «Страды»,
который состоялся 10 декабря 1915 г. и был посвящен творчеству Сергея Есенина и Николая Клюева. С докладом выступил председатель
общества «Страда» Иероним Ясинский. Затем поэты читали свои стихи. Выступила и Варвара Устругова с исполнением русских сказок
и стихотворений Есенина и Клюева.
Осенью 1915 г. в квартире артистки Императорских
театров В.К.Уструговой-Осташевской ежедневно стали проводиться «посиделки», на которых хозяйка рассказывала гостям старинные
народные сказки, а поэты Н.А.Клюев и С.А.Есенин читали свои стихи. О проводимых вечерах народного искусства 13 февраля 1916
г. газета «Голос» в разделе «Театр и искусство» сообщала: «В четверг, 11 февраля, у артистки Императорских театров В.К.Уструговой
состоялся интересный и оригинальный вечер, организованный членами кружка «Русский уголок», с В.К.Уструговой во главе, рассказавшей
с обычным своим тонким, художественным мастерством ряд русских сказок». В заметке говорилось также о выступлениях артистов
М.И.Нелидовой, В.Е.Ярославцева, поэтов Н.Клюева и С. Есенина с «беседными наигрышами».
20 марта 1916 года в зале Петровского коммерческого
училища В.Устругова, Н.Клюев, С.Есенин и Н.Ходотов приняли участие в вечере сказок и былин.
В. К. Устругова вступает в члены «Общества возрождения
художественной Руси», часто бывает в Царском Селе, выступает в концертах для раненых и больных в офицерском и солдатском
лазаретах в Федоровском городке. Встречалась с рядовым санитаром С.Есениным, который также выступал в госпиталях с чтением
своих стихотворений.
28 декабря 1916 г. в Трапезной палате Федоровского
городка состоялся вечер «Народного искусства». Вместе с В.Уструговой на вечере выступили С.Есенин, артистка А.Я.Ваганова,
оркестр народных инструментов В.В.Андреева, заслуженные артисты Императорской драмы А.Н.Давыдов и Н.Н. Ходотов. Сидя за старинной
прялкой в русском сарафане и кокошнике, Варвара Устругова прочла несколько русских народных сказок и сказки собственного
сочинения.
С.Есенин и В.Устругова последний раз вместе
выступали на вечере «Народного искусства» 20 февраля 1917 г. После революции их пути разошлись.
В.Устругова в советское время целиком переключилась
на театральную деятельность. В период театральных сезонов 1918 – 1920 гг. работала в труппе Александринского театра. В пьесе
А.Н.Островского «Гроза» исполнила роль Глаши (девка в доме Кабанихи). В те же годы она в составе бригады артистов неоднократно
выезжала для выступлений перед красноармейцами во время гражданской войны.
14 октября 1919 г. в Александринском театре состоялась
премьера пьесы А.М.Горького «На дне». В.К.Устругова исполнила роль Квашни (попеременно с артисткой А.А.Чижевской).
После 1920 г. фамилия В.Уструговой исчезает
из театральных программ. Возникло предположение, что она покинула Петроград (или эмигрировала за границу). Но это оказалось
не так. В телефонном справочнике за 1928 год снова встретилась Варвара Карловна Устругова. Она жила по прежнему адресу: улица
Таврическая, 19, то есть там же, где в 1915 и 1916 гг. проходили литературно-музыкальные «посиделки» и вечера «Русского уголка»
и где неоднократно бывали и читали свои стихи русские поэты С.Есенин и Н. Клюев.
1.С.А.Есенин ПСС УП ( 3 ), 735. 2.Летопись – 1, 297, 341, 342. 3.Летопись – 2, 96. 4.Воспоминания – 86, 1, 178. 5. Карохин
Л. «Царская сказочница» из окружения Есенина. – «Мир Есенина» Информационный бюллетень № 5. – Ташкент, 2005. – С.56.
Устрялов Николай Васильевич (1890 – 1937), публицист, историк.
До революции - приват-доцент Московского ун-та.
Автор книг «Революция и война» (1917), «В борьбе за Россию» (1920). В 1918 – 1920 гг. - видный деятель правительства адмирала Колчака.
С 1920 г. жил в Харбине. В предисловии к сборнику своих статей «Под знаком революции» (Харбин, 1925) Н.Устрялов писал: «С Россией
советской я расстался в декабре 1918 г. (падение красной Перми), а с Белой Россией - в январе 1920 г. (после падения омского правительства
в Иркутске). С конца февраля 1925 г. мне приходится практически и на собственном опыте осуществлять идею «делового сотрудничества
с советской властью».
Блестящий оратор, человек колоссальной эрудиции,
в 1920 г. работал профессором. деканом юридического ф-та Русского университетского центра в Харбине, а затем в течение нескольких
лет был директором Центральной библиотеки К,В,Ж,Д,, богатейшего книгохранилища Харбина.
В Харбине Н.Устрялов принимал участие 22 декабря
1921 г. в собрании кружка писателей и журналистов. Во время дискуссии выступил с защитой нового искусства в России. Говорил,
что «в настоящее время действительно идет борьба реализма с футуризмом и имажинизмом, но все это необходимо признать, что
новая поэзия обладает довольно крупными талантами в лице Маяковского, Есенина, Клюева и в меньшей степени Шершеневича. Конечно,
не все их произведения хороши, но есть среди них и выдающиеся, а дурную же славу новой поэзии создали выступления хулиганского
типа. Это в произведениях новых поэтов ярко отразилась вся наша «сумасшедшая эпоха».
В 1925 г. Н.Устрялов, как советский служащий КВЖД,
приезжал в СССР, останавливался в Москве и Калуге. «Этим летом я пробыл полтора месяца в России, главным образом в Москве»,
- писал он. Цель приезда официально - ознакомление со школьным делом в СССР, а неофициально - лично изучить жизнь в СССР.
В харбинской газете «Новости жизни» (1929, 6 января)
опубликовал статью «Есенин (К трехлетию со дня смерти)». Вспоминая положительные отзывы Л.Троцкого, А.Воронского, сказанные
по поводу смерти поэта, Н.Устрялов писал: «Прошло три года. Они не могли изменить этой оценки, Скорее, напротив, они её утвердили
и углубили. Дали время её осознать. И облик ушедшего поэта в свете всей его короткой жизни предстоит выразительным, хотя
и печальным знаком нашей эпохи». Отметил необоснованные нападки на Есенина в статье Н.Бухарина «Злые заметки», которого
поддержали «старатели-добровольцы», ниспровергатели поэзии Есенина. Н.Устрялов обратил внимание на патриотизм Есенина,
заметив, что поездка поэта за рубеж была в творческом отношении бесплодной. «Принимал ли Есенин революцию в первом смысле?»
- задавал риторический вопрос Н.Устрялов и тут же отвечал: «Неверная в корне постановка вопроса. Ему нечего было её «принимать»
или «не принимать», - он сам был в ней. Он был органически человеком революции». В статье приводятся слова Есенина, сказанные
А.Воронскому: «Я знаю, вы коммунист. Я тоже за Советскую власть, но я люблю Русь. Я по своему. Намордник я не позволю надеть
на себя и под дудочку петь не буду. Это не выйдет». Автор раскрыл драму Есенина, не сумевшего в период революционных перемен
уйти от деревенских традиций и не принявшего городскую цивилизацию По мнению Н.Устрялова, Есенин напрасно впал в отчаяние,
которое не позволило ему устоять и пережить это противоречие.
После 1929 года (конфликт на КВЖД) мысль о возвращении на родину все более овладевает Н.В.Устряловым. Он писал
О.Д.Чичаговой: «Уехать бы, скажем, в бывшую Оптину пустынь, ютиться там у могильных крестов братьев Киреевских и К.Леонтьева,
в крайнем случае, устроиться сторожем в каком-нибудь тамошнем детдоме помельче... Просто и хорошо...» О своем решении сообщил
в письме Г.Дикому: «Но что ждет меня там, за рубежом, на родине? Вопрос интересный, но не имеющий отношения к здешнему моему
выбору, ибо долг, как известно, повелевает безусловно и не связан представлениями о награде или каре. Он бескорыстен в высокой
мере. Лишь за границей убеждаешься, что любовь к родине в значительной степени связана с ее географически-природным осязательным
образом. Тем определеннее хочется поскорее привезти детей домой в СССР, чтобы они успели как следует привязаться к своей
земле... Хочу быть с моим народом - разделить его судьбу и идти вперед вместе с ним».
Н.Устрялов в СССР вернулся в 1935 г. Работал профессором МГУ. Во время «массовых чисток» в 1937 г. был арестован
и расстрелян. Реабилитирован в 1989 г.
1.Летопись – 3 ( 1 ), 232, 267. 2.РЗЕ, 2, 73 – 84, 167 – 168. 3.Новое о Есенине –
2, 179.
Утесов Леонид Осипович (Вайсбейн Лазарь Иосифович) (1895 – 1982), певец, киноартист.
После открытия кафе «Стойло Пегаса» С.Есенин регулярно
бывает в нем. В кафе происходили знакомства, завязывалась дружба. Н.Д.Вольпин вспоминала, что в «Стойле Пегаса» она познакомилась
с Л.Утесовым, Н.Альтманом и др. В 1924 г. С.Есенин присутствовал в Свободном театре на выступлении Л.Утесова и Р.Зелёной. В этом
же году поэт мог встречаться с Утесовым на квартире артиста Александринского театра Н.Н.Ходотова, посещая проводимые там
заседания кружка «Живое творчество: Ложа вольных строителей».
1.Летопись – 3 (1), 40. 2.Летопись – 4, 251, 261.
Уткин Иосиф Павлович (1903 – 1944), поэт.
Родился в семье служащего в Иркутске. В 1920 т- 22 г.
служил в Красной Армии. Печатался с 1922 г. В 1927 г. окончил факультет журналистики МГУ. Успех И.Уткину принесла «Повесть о рыжем
Мотэле» (1925) - поэма о «перевернутом» Октябрем быте и укладе провинциального еврейства.
А.А.Есенина вспоминала, что когда она с братом и
сестрой проживали на квартире Г.Бениславской, то там часто жильцы коммунальной квартиры читали строчки из полюбившейся
тогда «Повести о рыжем Мотэле» Иосифа Уткина.
С.Есенин в 1924 г. присутствовал на выступлении И.П.Уткина.
Во время чтения им стихотворения с резким еврейским акцентом и искажением русских бытовых реалий С.Есенин не выдержал и
ушел, сказав Г.Бениславской: «Галя, ради бога, уйдем сейчас же отсюда, иначе будет плохо».
На смерть Есенина И.Уткин откликнулся стихотворением
«Слово Есенину…» («Красивым, синеглазым…»), напечатанном в журнале «Молодая гвардия» (1926, № 1) и в газете «Советская Сибирь»
(1926, 27 июня), позже включенного в сборник И.Уткина «Первая книга стихов» (М.-Л., 1927). В стихотворении автор оправдывает право
Есенина на смерть. В журнале «На литературном посту» (1928, № 1) критик Д.Ханин писал о мелкобуржуазных уклонах И.Уткина, отчетливо
проявившихся в стихотворении «Слово Есенину «И именно тем, - писал Д.Ханин, - что Уткин не стоит до конца на точке зрения
пролетарского революционера, мы объясняем появление стихотворения, посвященного Есенину: «Есть ужас бездорожья, // И в нем
- конец коню. // И я тебя, Сережа, // Ни капли не виню…// Кипит, цветет отчизна, // Но ьы не можешь петь. // А кроме права жизни, // Есть
право умереть». Это - гимн самоубийства, оправдание его. Права умереть у пролетарского борца нет - жизнь его принадлежит
не ему, а его классу, его партии. С точки зрения Уткина можно восхвалять те самоубийства вузовцев, которые прокатились в стране
два года назад. Вместо того, чтобы бороться против малодушия, слабоволия, дезертирства от жизни в тяжелую минуту бездорожья,
Уткин признает право за каждым всунуть голову в петлю».
В справочнике В.Таренса «Современные русские писатели»
(Л., 1930) отмечалось, что «в лирике Уткина романтическая трактовка тем гражданской войны, любви, дружбы. Повышенная эмоциональность
и песенный строй его стиха обусловлены влиянием Есенина».
В 30-е годы И.Уткин заведует отделом поэзии в Гослитиздате.
В 1931 г. в газете «Вечерняя Москва» (1931, 18 сентября) о Есенине как «попутчике», писал в заметке «Боритесь со спецификой, товарищ
Шкловский!: Письмо тов. Шкловскому» О народности поэзии С.Есенина говорил на Ш Пленуме Союза писателей СССР (см. Литературная
газета», 1936, 24 февраля).
В 1941 г. ушел добровольцем на фронт, был ранен.
После излечения - военный корреспондент. Издал лирические сборники «Стихи о героях», «Фронт» и др. Погиб в авиационной катастрофе
под Москвой, возвращаясь с Западного фронта.
1.Воспоминания – 86, 1, 104. 2.КЛЭ, т. 7, стб. 552 –
553. 3. Материалы, 71, 376. 4.СЕСЖ, 40. 5. Саакянц А. Иосиф Уткин. Очерк жизни и творчества. М.,1969, с. 62-63, 65. 6. Поэты – 8, 325.
Уткин Михаил, соученик С.Есенина.
С.Есенин учился с Уткиным в Спас-Клепиковской второклассной
учительской школе. Любил с ним ходить весной на рыбалку. М.Уткин на рыбалке верховодил, так как был заядлым рыболовом. Мать
его работала кухаркой в школе.
Актуальные проблемы современного есениноведения. – Рязань, 1980. –
С. 80.
Уткина, школьная работница.
«Есенин, - рассказывал Я.Трепалин, учившийся с ним
в Спас-Клепиковской двухгодичной учительской школе, - питал к работнице столовой Уткиной особую привязанность, и часто с
товарищами заходил к ней в столовую. Уткина была доброй, душевной женщиной. Она была в высшей степени внимательной к воспитанникам:
помогала им своими советами , услугами бытового характера, занимательными рассказами о жизни. Её сын окончил эту школу раньше.
Есенин внимательно слушал её рассказы, беседовал с ней, ощущая материнскую теплоту и заботу. Мне приходилось не раз, а очень
часто бывать с ним в столовой у Уткиной, дежурить или просто так, и я замечал, что Есенин очень нуждается в теплом, душевном
отношении к нему, в родительской ласке и теплоте».
1..Панфилов А. . Есенин без тайны. 19994, с.13 – 14. 2. Актуальные проблемы
современного есениноведения. – Рязань, 1980. – С.79 – 80.
Ухмылова Татьяна Константиновна, литературовед, фольклорист.
В журнале «Залп» (1932, № 11 – 12) в статье «Октябрь
в устной поэзии» писала о книге «Частушки родины Есенина - села Константиново» (М., 1927) , собранные сестрами поэта Е. и А. Есениными.
В книге «М.Горький. Материалы и исследования. Л., 1934, т.1» упоминала о С.Есенине в статье «Письма начинающих писателей М.Горькому».
Поэты – 8, 81, 171.
Ушаков А.К., московский домовладелец.
В Москве 2-х этажный дом на ул. Пречистинка 20 был
построен в 1816 г. Владельцы дома не меняли внешний вид дома. В 1910 г. владелец Ушаков А.К. намеревался переделать или заменить
дом, но свой проект не осуществил. Ушаков А.К. и его жена балерина Балашова жили в этом доме до революции 1917 г. После их отъезда
за границу дом был национализирован для размещения в нем различных учреждений. После приезда Айседоры Дункан в Россию дом
был передан для её студии с пансионом для учащихся. В доме с Айседорой Дункан некоторое время проживал С.Есенин.
Айседора Дункан и Сергей Есенин. Их жизнь, творчество,
судьба. – М., 2005, -С. 724.
Ушаков Дмитрий С., журналист.
Встречался с Есениным в последние дни пребывания
поэта в Ленинграде. Д.Ушаков проживал в декабре 1925 г. в гостинице «Англетер» («Интернационал»). 24 декабря он и Г.Устинов посетили
С.Есенина после его заселения номера гостиницы. Вторично побывал в номере Есенина 25 декабря с Г.Устиновым и писателем В.Измайловым.
«Мне, остановившемуся в той же гостинице, - писал Д.Ушаков, - пришлось быть свидетелем его (Есенина) последних дней». Пили чай.
Есенин делился планами своей будущее жизни в Ленинграде. Д.Ушаков был у Есенина и в последний день 27 декабря. Большое впечатление
произвело на Ушакова чтение Есениным поэмы «Черный человек» «Особенно часто он повторял одно, - писал Д.Ушаков, - очень сильное,
но чуждое ему по существу, стихотворение «Черный человек», над которым он работал два года».
После смерти поэта Дм.Ушаков встречался с З.Райх,
приехавшей в Ленинград, которая рассказывала , что «поэт незадолго перед этим (смертью) лечился в одной из подмосковных психиатрических
лечебниц, где признан был врачами психопатом».
О смерти С.Есенина писал в статьях «Последние дни
поэта» в журнале «Ледокол» (1925, № 11- 12) и в костромской газете «Северная правда» 6 января 1926 г.
1.С.А.Есенин 1У, 446. 2.Белоусов, 2, 225, 226, 229. 3.Воспоминания
– 86, 2, 350, 352, 356. 4.Материалы, 256, 262, 414. 5.Поэты – 8, 103, 104.
Ушин Алексей Алексеевич (1899 – 1942), художник-график.
В 1925 г. в издательстве «Книга» вышло второе издание
сборника «Новый чтец-декламатор» под редакцией и с предисловием И.В.Владиславлева. В сборник было включено стихотворение
С.Есенина «Звени, звени, златая Русь…» (отрывок из стихотворения «О верю, верю, счастье есть!..». Обложку сборника подготовил
художник Алексей Ушин.
1.Юсов, 106. 2.Поэты – 8, 10.
Ушеренко Юрий Абрамович, знакомый Есенина.
Встречался с Есениным летом 1925 г. в Москве. На книге
«Березовый ситец» (1925) 20 июня 21925 г. поэт написал: «Дорогому Юрочке. В знак симпатии. С.Есенин».
С.А.Есенин ПСС УП (1), 266, 489.
Уэллс Герберт .Джорж. (1866 – 1946, Лондон), английский писатель
Выходец из мещанской семьи. Занимался самообразованием.
В 1888 г. окончил Лондонский ун-т по биологии. Автор трехтомной популярной книги «Наука жизни». Его роман «Машина времени»
(1895) положил начало научной фантастике ХХ-го века. Г.Уэллс трижды побывал в Росси (в 1914, 1921, 1934 гг.), беседовал в 1921 г. с В.И.Лениным,
о чем писал в книге «Россия во мгле». Он не верил в способность Советской России восстановить и развить народное хозяйство,
но книга сыграла большую роль в распространении правды о послереволюционной России за её пределами.
В 1921 г. во французской газете «Юманите» Айседора
Дункан опубликовала заметку «Огромный шаг вперед», в которой писала: «Я убеждена, что здесь в России находится величайшее
чудо, сотворенное человечество за последние два тысячелетия». Предупредила читателей газеты: «Я не могу изложить вам политические
впечатления в духе Г.Дж. Уэллса и других писателей, которые побывали здесь». А.Дункан имела в виду книгу Уэллса «Россия во
мгле». С.Есенин был знаком с русским переводом книги, изданной в 1921 г. в Софии. В заявлении для американской печати в сентябре
1922 г. он говорил: «Россия во мгле, но нам помогло её бедствие. Именно во время голода в России Америка сделал щедрый жест».
1.С.А.Есенин ПСС, УП ( 1 ), 556. 2.КЛЭ, т. 7, стб. 863 –
866. 3.Айседора Дункан и Сергей Есенин. Их жизнь, творчество, судьба. М., 2005, с. 282.
|