С.И. Зинин
 
С.А. ЕСЕНИН И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ
 
Биобиблиографический   справочник
 
- Ж -
 
Жак В.  см.  Жаков В.
 
Жаков Вениамин Константинович1905  - 1983), поэт.
В один из июльских дней двадцатого года  В.Жаков  увидел афишу, которая  была прилеплена на стену дома на углу  Таганрогской и Большой  Садовой улицы. Здесь помещалась библиотека-читальня Донского университета. Афиша приглашала на вечер поэтов С.Есенина и А.Мариенгофа. . Вечер  состоялся 21 июля1920 г. в кинотеатре им. Свердлова, бывший «Колизей».  «О том, как читал Есенин, написано много, - вспоминал В.Жаков, - и я не хочу повторяться; скажу лишь о главном: было в его голосе, в интонациях, в манере читать подкупающее чистосердечие. Чтение его больше всего походило на доверительный разговор, на бесстрастную исповедь горестного, горького сердца. Словно не к огромному залу, не к сотням  людей, а именно к тебе одному обращался со своей, то убыстренной, то замедленной, но всегда музыкальной, ритмичной речью этот невысокий и вместе с тем какой-то возвышенный человек…»
В.Жаков заинтересовался поэзией С.Есенина, стал писать собственные стихи. Узнав о смерти поэта, присутствовал на траурном вечере в театре им. А.В.Луначарского, читал на вечере свое стихотворение, посвященное памяти С.Есенина: «Если дрогнул голос у поэта // И растерянно опущен взгляд  - // Помните, что мы виновны в этом, // Если смерть ударит невпопад…».
О пребывании С.Есенина в Ростове-на-Дону  В.Жаков написал краткие воспоминания. В книге стихов «Крутизна» (Ростов-на-Дону,  1926, с.17) опубликовал стихотворение  «С. Есенину» («Если в сердце смутное смущенье…»).
1.  Поэты, 219, 265    2. Жаков А. Старый клен.  // Дон. – Ростов-на-Дону,1971, -  № 1,  - С. 181 – 183.
 
Жане П., французский  врач
Профессор П.Жане, метр французской психологии и психиатрии, 29 мая1923 г.  консультировал  С.Есенина в психиатрической клинике «Maison de Sante» и  сделал  заключение «Здоров». В тот же день поэт был выписан из клиники.
Летопись – 3 ( 2 ), 377
 
Жанна,  камеристка Айседоры Дункан.
Жанна была самой верной горничной Айседоры Дункан. Вместе с ней  приехала в Россию и часто сопровождала ее во время гастролей.  9 февраля1922 г. она вместе с А.Дункан, С.Есениным выезжала в Петроград. Взяла её Айседора и в поездку в США.  Жана немного говорила по-русски.  В  феврале1923 г.   в Париже А.Дункан, окончательно разболевшаяся,  послала  Жанну сопровождать Есенина до Берлина, где у него оставались друзья. Оставив Есенина в Берлине, Жанна  вернулась к хозяйке..   Айседора не была убеждена, что Жанна благоустроила С.Есенина, поэтому . А.Кусиков получил в Берлине телеграмму от Жанны с просьбой: «Пожалуйста, телеграфируйте Изадоре, что у Есенина есть кружева и покрывало».    Это позволило гельсингофорской газете «Русские вести» в анонимной заметке «Тихое семейство» напечатать сплетню, что «воспользовавшись высылкой из Парижа, Есенин покинул свою супругу и бежал в Берлин с её камеристкой, красивой француженкой  Жанной
1. Летопись – 3 ( 2 ), 563 (ук.).  2.  Письма, с.123.
 
Жанти,   фокусник
22 июля1916 г.  по случаю  тезоименитства великой княжны Марии Николаевны  в лазарете  Царского Села состоялся концерт, на  котором читал стихи С.Есенин. В развлекательной программе  выступал фокусник Жанти.
Летопись-1, с.384
 
Жарин С., журналист.
В варшавской газете «За свободу» (1923, 22 марта) опубликовал   отклик  «Обмен веселых мнений», в котором дал  необъективную  характеристику С.Есенину, прибывшего после поездки в США в Берлин: «Есенин  -  российский поэт неоскандинавского направления и образа мыслей.  Пьет. Неудачливый супруг Айседоры Дункан.  Во хмелю  буен. Говорят    гениален. Тем, которые это говорят, верить, однако, не следует.  Во время празднования в Берлине «Комсомольской Татьяны» прочел с эстрады стихотворение, посвященное Айседоре и состоящее,  по словам присутствовавшего на торжестве корреспондента «Руля»,   -  из сплошной матерной ругани».
Летопись – 3 ( 2 ), 323 – 324.
 
Жаров Александр  Алексеевич (1904 – 1984), поэт, мемуарист.
Родился в семье крестьянина. Жил в Подмосковье.  Учился в Можайском реальном училище.  После революции  организовал просветительский кружок, члены которого потом создали комсомольскую ячейку.   С 1918  по 1925 гг. на комсомольской работе. Делегат Ш съезда РКСМ (1920).  Печататься начал с 1921 г.. Один из организаторов объединения  поэтов «Молодая гвардия». В поэзии у А.Жарова было три кумира: Д.Бедный, В.Маяковский, С.Есенин.   С1921 г.  по путевке поступил учиться в Московский  университет.  Был дружен с однокурсником Д.Фурмановым,  к мнению и оценкам которого прислушивался.
С произведениями С.Есенина познакомился в1919 г., прочитав второе издание сборника « Радуница».  Был  в1920 г. очевидцем реакции публики на  надписи, сделанные  С.Есениным и его друзьями-имажинистами   на  стенах   Страстного монастыря. Знакомство   с Есениным  произошло в кафе «Стойло Пегаса». После изредка  встречались  в 1924-1925 гг. Большой близости между Есениным и Жаровым  не было.
 А.Жаров  вспоминал, как однажды в Политехническом музее С.Есенин появился на поэтическом вечере, в афише которого не было его фамилии. Выступать он не собирался.  Зрители все же  упросили  поэта..  Раздасованный Есенин стал читать  «Исповедь хулигана»  Когда он прочитал строки о желании помочиться на луну,  зал  шумно и негодующе отреагировал. Но Есенин  дочитал до конца стихотворение и ушел под радостные возгласы зрителей.  «От вспышки законного негодования в зале не осталось и следа, - вспоминал А.Жаров. – Победил талант поэта.  Восторжествовала любовь к нему». На одной из литературных встреч в1924 г.  А.Жаров  спросил: «Сергей Александрович! Как было бы хорошо, если бы некоторые стихи «Москвы кабацкой» тоже не принадлежали вам…». На что С.Есенин ответил: «Но тогда я не  мог бы считать себя правдивым свидетелем пестрой поры, переживаемой нами.  Мне бы не поверили, если бы я в эту пору был только ангелом…»  А.Жаров  верил,  что «Есенин был поэтом  распахнутой настежь души. Ему невозможно было в чем-нибудь не поверить».
Последняя встреча  поэтов состоялась  в издательстве перед отъездом С.Есенина в Ленинград. «Есенин пришел к директору  ГИЗа  А.Б.Халатову, - вспоминал А.Жаров, - чтобы договориться о расчетах по издававшемуся тогда  четырехтомному собранию сочинений.   «– Рассчитаюсь с Халатовым и с Москвой, уеду в Ленинград… Пора привести в порядок свой быт и начать  жить по-новому… И писать, писать… чтобы никто, даже друзья, не мешали», - говорил он».
Во время развернувшейся кампании против «есенинщины»  В.Жаров  считал, что   нельзя отождествлять Есенина и «есенинщину».  На смерть поэта откликнулся публикацией  стихотворения  «На гроб Есенина» («Это все-таки немного странно…»), опубликованного в газете «Известия»  10 января1926 г.,  которое  затем перепечатывалось в его сборниках.  О влиянии творчества  С.Есенина на поэзию А.Жарова писал     В. Друзин  в  книге «Стиль современной литературы»  (Л., 1928).
В1934 г. в Чите  А.Жаров на  собрании партийно-комсомольского актива  рассказал о Есенине и есенинщине. Инофрмацию об этом выступлении напечатала  читинская газета «Забайкальский рабочий» (1934, 18 октября).  О Есенине он рассказывал  на Вечере памяти  поэта в Московском клубе писателей в конце декабря1945 г. ( Литературная газета. 1946,  1 января).    Подписал в1946 г.  вместе с другими писателями письмо В.М.Молотову с просьбой установить  Есениной Т.Ф., матери поэта,  персональную  пенсию..  О своих встречах с поэтом написал воспоминания «Сергей Есенин»  (Собр. соч. М., 1981. т.3, с.190 – 195).
1. С.А.Есенин ПСС У,  541   2.Письма, 485.  3. КЛЭ,  т. 2, стб. 920    4.. Поэты - 8,.305 (ук.). 5. Шкерин М.  Александр Жаров. М., 1980, с.20 – 24, 32
 
Жарский  П.
На смерть С.Есенина написал стихотворение «Письмо матери» («Ты живешь еще, моя старушка…»), опубликованное в газете «Смена» 12 декабря1928 г.
Поэты – 8, 266
 
Жаткин Петр Лазаревич  (1894 – 1968), драматург.
Родился в Харькове. В 1917 г. окончил историко-филологический факультет Харьковского университета. Переехал в Москву, работал журналистом, затем в издательстве «Academia». Был знаком с В.В. Ивановым, на его квартире  встречался  с С.Есениным  в  1924 – 1925 годах. В.Иванов, С.Есенин и П. Жаткин  летом1925 г.  в пивной слушали  выступление  цыганского  хора, солисты  которого тепло  приветствовали  С.Есенина.  П. Жаткин также  присутствовал при первом  чтении С.Есениным «Письма к матери» на квартире  писателя Пильняка..
    В 30-е годы  в театрах ставились  пьесы П.Жаткина «Центр тяжести», «Выход в свет»,  «Горящий перекат» и др. Во время войны воевал в партизанском отряде. О партизанах написал драму «Белые ангелы».  Автор неоконченной  автобиографической повести «Превратности судьбы».
О встречах с С.Есениным и В.Ивановым написал в 60-х годах  воспоминания.
1.Жаткин П.  «Плюсквамперфектум»   // Волга,.  1968.  № 9.  С.169 – 174.    2.  Поэты – 8, 217, 287.
 
Жендзян  А.Ю., воронежский имажинист.
В Воронеже в 20-е годы  А.Жендзян с другими поэтами  пропагандировали  основные положения имажинизма,   читали стихи московских поэтов-имажинистов. Это вызвало негодование  пролетарских поэтов и писателей, опубликовавших  в газете «Воронежская коммуна» (1921, 24 мая) протест  в форме   открытого   письма  «Невиданный балаган».
Летопись – 3 (1), с.120
 
Железнов Владимир Яковлевич  (1869 – 1933), экономист,  преподаватель.
В 1914-1915  академическом году  В.Я.Железнов читал курс «Политическая экономия (кредит и деньги)» на историко-философском цикле Городского народного университета имени А.Л.Шанявского, где занимался С.Есенин.
Летопись – 1, .390, 393.
 
Железнов Павел  Ильич  (1907 -   ? ), поэт.
Рос беспризорником. Писал примитивные стихи. Серьезно относиться  к поэзии подтолкнуло его знакомство с произведениями С.Есенина.  «О Есенине, не зная еще его стихов, - писал П.Железнов, - я слышал, что он однажды выступал в Ермаковке.   Перед выступлением у него украли бумажник, а после выступления вернули со всеми деньгами и документами, сказав, что тому, кто его обокрал, вынесен выговор. Не думал тогда я в книгах копаться, поэтом стать не мечтал, но, вдохновленный «Москвой кабацкой», тетрадь стихов накатал. Прочитал стихи (бомжу) Коре. Он буркнул: «Ты будешь блатной Есенин», - и попросил написать о его жизни».  В 1922 – 1929 гг. работал на заводе. Печататься начал с 1928 года. По рекомендации М.Горького окончил  университет.  Познакомился с С.Городецким,  которого считал одним «из учителей Есенина». В начале 30-х годов познакомился с  режиссером   В.Э.Мейерхольдом, на квартиру которого ему было разрешено свободно приходить.  Встречался с З.Н.райх,  детьми С.Есенина. Участник Великой Отечественной войны.
С.Есенину посвятил   стихотворения  «Клеймо вора» («-Цыган, все люди паразиты…») (Стихи, М., 1933); «В Константинове» («Здравствуй, Константиново, повсеместно славное…»), «Листопад»  («Гляжу на новый наш Арбат…») ( Молодости верен. М., 1976).  О  поэте рассказал в  очерке  «Мастер» в  книге «Наставники и друзья».
1 Железнов П.И. Наставники и друзья. – М., с.108 – 109.   2..КЛЭ, т.2, стб. 924.  3. Поэты – 8, 142, 223, 266.
 
Жеребцов Б., журналист.
В новосибирской газете «Советская Сибирь»  (1926, 19 сентября)  опубликовал статью «На могиле Есенина. Письмо из Москвы», подписавшись псевдонимом  Бож.  Обратил внимание на запущенное состояние места захоронения поэта на Ваганьковском кладбище:  «Я не поверил. Не хочется верить, что на могиле крупного поэта, нежнейшего лирика, нет даже надгробной плиты с простым словом «Есенин».  Простая, деревенская, наивная, как сам Есенин, заросшая травой могила». Автор заметки поднял вопрос о  необходимости  приведения могилы в порядок,  призвал начать сбор средств на постановку памятника Есенину на месте его захоронения. Для начала он предложил «хотя бы поставить на могиле маленький, простенький, как его стихи, черный камень с Алтайских гор».
1. Юшин, .434.    2. Поэты – 8, 106    3. ГМЛ,  Фонд С.А.Толстой-Есениной.
 
Жеребчук  Ф.И., послушник Киевско-Печерской лавры..
Служил вместе с С.Есениным в Царскосельском военно-санитарным поезде № 143 в1916 г. Был зачислен  по ходатайству полковника Ломана Д.Н.  Мобилизационным отделом Главного управления Генерального штаба.
Вдовин-2007, 187.
 
Жеромский  Стефан (.1864 -1925), польский писатель.
Одним из первых  рассказал польским читателям о Есенине. В книге «Снобизм и прогресс» (1922) отметил огромный  поэтический талант Есенина: «Выразителями ответной реакции на советский кубофутуризм Маяковского стали создатели новой школы, именуемой имажинизмом, - писал С.Жеромский. - .  Это поэты Вадим Шершеневич, Анатолий Мариенгоф, Александр Кусиков, Рюрик Ивнев и самый талантливый среди них Сергей Есенин».
 С.Жеромский  указал на характерные черты  творчества Есенина, допуская при этом неточности в выводах,  например,  считая поэта  выходцем из секты «хлыстов». По его  мнению,  в стихах Есенина «говорит село, обыденный пейзаж, уважение к крестьянскому труду, к посевам зерна, превращению его в хлеб насущный,  все это переплетается воспоминаниями и звучит чарующая речь настоящего поэта, одного из самых гениальных».  «Притом, - писал С.Жеромский, -  поэтические произведения Есенина «Товарищ», «Певучий зов», «Отчарь», «Пришествие», «Октиох», «Преображение», «Инония»  наряду с поэмами Александра Блока «Двенадцать» и Андрея Белого «Христос Воскрес» составляют совокупность произведений с мистическим замыслом.  Эти поэты верят, что Россия  -  это страна, где в крови и муках революции происходит рождение не идеи, а самого тела нового мира. У этих писателей русская душа, и они дают ей голос».
С.Жеромский критически оценил новые веяния в русской поэзии, но   высказал надежду, что в польскую литературу после футуризма  придет имажинизм, «с кощунствами и мистицизмом, с лошадью вместо машины, с культом стократной метафоры и тому подобными рецептами прекрасного».
1 Летопись – 3 ( 2 ), 257, 260, 261.   2..КЛЭ, т.2, стб.928 – 930.   3. Кувинова Л. Поэзия Сергея Есенина в Польше. //  Сергей Есенин. Исследования. Мемуары. Выступления. М.,1962, с.179.
 
Живаго Василий Романович, фотограф.
С.Есенин в Париже в июле1923 г.   фотографировался в мастерской В.Р.Живаго для оформления  своих документов. Фотография была наклеена на удостоверении, выданном  префектом  полиции Парижа  11 июля1923 г.
1.  С.А.Есенин, ПСС, УП (3), 241 – 242   2. Летопись – 3 ( 2 ), 391.
 
Жид  Андре  Поль Гийом  ( 1869 - 1951),  французский писатель.
Во время поездки по СССР летом1936 г. Андре Жиду во время  застолья, украдкой,  прочитали «Послание  евангелисту Демьяну», которое французский писатель назвал «замечательным стихотворением», передающемуся  после запрещения   из уст в уста. «Стихотворение, - отмечал А.Жид, - было написано Есениным в ответ на богохульную статью». Он не знал, что данное стихотворение было по ошибке приписано С.Есенину, а автора  скоро  выявили и строго наказали.
1.  С.А.Есенин. РСС, 1У, 532.   2.КЛЭ, т.2, стб. 935 - 936.  3.  Жид А. Подземелья Ватикана. Фальшивомонетчики. Возвращение из СССР. М., 1990, с.604 - 605
 
Жижин Иван Игнатьевич  (1892 - 1933), поэт, издательский работник, журналист.
Родился в крестьянской семье. Стал работать  учеником аптекаря в Петербурге.  Начал печататься с1913 г.. В годы гражданской войны  входил в кружок поэтов  при газете «Рабочий край» (Иваново-Вознесенск), полностью поддерживая  идеи  пролетарской поэзии.
После опубликования  «Декларации» имажинистов  И.И.Жижин в газете «Рабочий край» (Иваново-Вознесенск,  1920, 2 июня, № 118) опубликовал статью «Банда оскандалилась».  Заглавие статьи он почерпнул  из названия коллективного сборника имажинистов «Конский сад: Вся  банда».   Автор, осуждая  богохульские  строки   С.Есенина и похабные частушки В.Шершеневича, приходит к выводу: «Рассчитывая в былые дни стяжать себе  лавровый венок от растленных искателей сильных ощущений, теперь они могут получить от пролетариата лишь венок из крапивы и самую настоящую железную пощечину».  В  этой же газете 3 ноября1920 г.  И.Жижин публикует  в рубрике «Красный смех» стихотворный шарж на книгу «Всё сочиненное Владимиром  Маяковским», в котором иронически упоминает  и  имя Есенина.  Тем не менее, в рукописном журнале «Пустослов», который вели поэты и литераторы, сотрудничавшие в редакции газеты «Рабочий край», появляется шарж на группу имажинистов, к которым причисляются не только Есенин, Мариенгоф, Шершеневич, Кусиков, но и Ганин, Жижин, Ип. Соколов и даже В.Маяковский.
1. С.А.Есенин. ПСС, УП (1), 511, УП(2), 589. 2. Летопись – 2, с.368, 418.   3.Летопись - 3(1), с.36    4. КЛЭ, т.2, стб. 936    5. Юсов, 79
 
Жимель Жорж,  французский художник.
В июне1923 г.  во французском  журнале  «Tentatives»  ( Гренобль)  иллюстрировал  стихотворение С.Есенина «Разбуди меня завтра рано…» в переводе  на французский язык  М.Милославской.
Летопись – 3 ( 2 ), 378.
 
Жираник Б., польский поэт, переводчик.
Варшавский журнал «Nowa  sztuka» (1922, № 2, февраль)  напечатал отрывок из поэмы С.Есенина «Инония» в переводе Б.Жираника.
1. Летопись – 3(1), .278     2. Кувинова Л. Поэзия Сергея Есенина в Польше. //  Сергей Есенин. Исследования. Мемуары. Выступления. М.,1962, с.178
 
Жирмунский Виктор  Максимович   (1891 – 1971), литературовед, лингвист.
Сын врача. Окончил в1912 г. Петербургский университет. В1915 г. В.Жирмунский был  заявлен, как и С.Есенин, среди авторов  петроградского журнала «Северные записки».
С1917 г.  – профессор Саратовского, а с 1919 – Петроградского  университетов.  Первые научные исследования посвящены немецкому романтизму.  В 20-х годах начал заниматься  анализом поэзии символизма  и изучением проблем стихосложения.  Публикует монографии «Поэзия Александра Блока» (1921), «Валерий Брюсов и наследие Пушкина» (1922) «Композиция лирических стихотворений» (1821), «Рифма, ее история и теория» (1923),  «Введение в метрику. Теории стиха» (1925) и др.
О поэтической манере С. Есенина писал в книге «Рифма, ее история и теория» (Пб, 1923),. В статье  «Как не надо писать стихи» (Литературная учеба, 1930, № 4) В.Жирмунский давал следующие рекомендации начинающим поэтам: «Рядом с небрежностью в языке отметим и противоположную крайность: щегольство и вычурность. Обыкновенно первым внешним признаком «литературности» у молодых авторов является цветистый и вычурный слог, перегруженность образами и сравнениями.  Этот «перегиб» объясняется неумеренным увлечением модными литературными образцами.  Не только «имажинизм» Сергея Есенина,  но также некоторые стороны творчества Александра Блока, Маяковского и др. толкают начинающего поэта  на этот опасный путь. (…) Невыразительность стиля проявляется в отборе сравнений («образов»); рядом с предметным Есенинским сравнением (поезд  -  жеребенок)  - отвлеченные, беспредметные, мистические  -  рельсы «струятся», грива  полощется «как звук».  Отметил влияние Есенина  на язык молодых поэтов, например, у Г.Б. «Эх ты ветер! Барахольник синий!  //  Будет лист осенний обрывать».
1. Летопись – 1, 283, 305       2.КЛЭ. т.2, стб.942 – 943.    3. РП – 2, 271 – 272.    5. Поэты – 8, .175, 185.
 
Житенев А.М., литератор
22 декабря1922 г.  в Харбине состоялось  собрание кружка писателей и журналистов,  где разгорелась дискуссия о новом искусстве.  А.М.Житенев выступил против основных положений футуризма и имажинизма, осудил хулиганские выступления поэтов новых литературных течений.  Свою точку зрения он  отстаивал и на очередном собрании, 9 февраля1922 г., при обсуждении доклада Калашнова «Песни революции». По его мнению,  «он вполне согласен с тем, что новая поэзия  -  поэзия революции.  Но как революция выявилась в грубых формах, так и поэзия революции характеризуется такой же  грубостью формы. Поэтому она уже не настоящая поэзия».
Летопись – 3(1), с.232, 267
 
Жиц Федор Аронович (Арнольдович)  (1892 – 1952), критик, писатель.
19 июня1919 г. в клубе Всероссийского союза поэтов выступал с докладом «Об имажинистах». 24 августа1919 г. его  избирают  на общем собрании Всероссийского союза поэтов кандидатом в члены президиума. Встречался и беседовал с С.Есениным.  В1919 г. выходят четыре издания книги Ф.А.Жица «Секунды», в которой одно из эссе, посвященное теме «Поэт и его поступки», навеяно, по утверждению автора,  беседой с С.Есениным и А. Кусиковым.
4 ноября1920 г. во время литературного «Суда над имажинистами» Ф.Жиц и Н.Эрдман выступали свидетелями со стороны защиты. 16 марта1921 г. Ф.Жиц выступал с  докладом «Этапы русской поэзии»  в Политехническом музее, рассказав слушателям о программе «Ассоциации вольнодумцев».
Рецензируя есенинский сборник «Стихи (1920 – 1924)», критик  писал: «Большей частью живой поэтический голос подменен весьма искусными руладами  стальных соловьев, в хоре которых обязательно одинок и неповторим голос есенинских стихов». К числу таких произведений он отнес «Не пугайтесь! Такое дело!». Относительно мотивов бродяжничества, цитируя вторую строку этого стихотворения, замечал, что «такие настроения недолго живут в душе Есенина. Поэту, «нежно больному вспоминанием детства», не уйти  от заросшего пруда и от хриплого звона ольхи» (Красная новь. 1925, № 2,3).  Ф.Жиц выделил три темы в лирике Есенина: 1) деревенский пейзаж и воспоминания детства. 2) городская тема  - кабак и беспорядочная любовь,  3) мотив преждевременной усталости. Однако  в статье отсутствует четкая и ясная авторская  концепция.  При анализе «Сорокоуста» безоговорочно  утверждал: «…Есенин великолепно видит, что победа техники над беспомощной простотой природы неизбежна». .
После смерти С.Есенина  Ф.Жиц опубликовал  статью   «Почему мы любим Есенина?» (Красная новь, 1926, № 5),  вызвавшая  полемику .Свой подход к оценке творчества С.Есенина автор строил на выявлении  явных и скрытых противоречий в творческой биографии поэта. «Отмычками формального анализа не вскрыть причины обаяния и мужественного воздействия его стихов, - считал  критик – Ритмы несложны, рифмы редко блещут новизной, композиция есенинских стихов также зыбка и растрепана, как  ранний сноп есенинских волос; нередко не увязаны меж собой не только строфы, но строфа сама в себе грешит порою логической непоследовательностью, смысловым размером.  Один из наиболее сильных элементов есенинской поэзии  -  образ  - и тот не всегда оригинален и бесспорен.  Много недостатков можно найти в Есенине и со стороны внутренней: Есенин не революционен, темы его очерчены малым кругом, и всё их содержание исчерпывается без конца повторяющимся пейзажем, воспоминаниями детства, кабацкой удалью и редкой нежностью к человеку;  его мировоззрение  -  психика «смешного дуралея», ненавидящего «стальную конницу» прогресса; его политические убеждения  -  смесь индивидуалистического анархизма и беспомощного пессимизма. Но все эти недостатки оказались  каким-то образом или на втором плане  или совершенно исчезли из поля зрения читателя, а на виду  -  восторженная любовь к Есенину, с которой не может сравняться  популярность ни одного из современных художников слова.  Огромному большинству читателей  Есенин много ближе виднейших наших поэтов, бесспорно революционных; бесспорно здоровых и жизнерадостных, закованных в броню всяческой бесспорной оригинальности. Друг Есенина  -  беспартийный интеллигент, рабфаковец, большой партией. – Всем он нужен, дорог, близок».
Считая Есенина жертвой эпохи, нарочито противопоставляя его пролетарским поэтам, Ф.Жиц приходит к выводу, что «Есенин  - это поэт бунта, боли и неудовлетворенности, а не созерцания, кротости и утверждения», что это  «единственная трагическая  фигура в нашем сегодняшнем искусстве. И за боль и кровь его поэзии так приковано любим мы его».
В статье  особенно выделялись  произведения С.Есенина послереволюционной поры, подчеркивалось, что «лирика  его  приобретает пушкинскую простоту и непреложность, и кульминационным пунктом поэта надо считать произведения 1920 – 1924 гг., вошедшие в Круговские «Стихи».
 По мнению критика, «стихи этой последней полосы вобрали в себя все лучшее, что было в поэте: остроту ощущения природы, бунт против городской культуры, одиночество и затравленность среди людей, сочащиеся кровавой нежностью к погубленной своей молодости, тоскливой и безутешною любовью к нищей родине и скорбной матери, сознанием своей отсталости от века и гордой выпрямленностью…».
Ф.Жиц  утверждал, что интересны только   те писатели, в творчестве которых встречается лишь «случайный оптимизм». Таким является, по его мнению, С.Есенин, певец «трагедийных мотивов». В конце статьи делается вывод: «Поэзия для Есенина не была «трюком», приемом» -стихами он  г о р  е л   -  жутким и прекрасным факелом из стихов и жизни. Вот почему все мы с ним, с Есениным, а не со стальными соловьями, бездушно имитирующими разные голоса эпохи, волнение творчества заменившими  ф о р м а л ь н ы м   и   б е з д у ш н ы м   порядком».
Мнение Жица  оспаривали  некоторые критики и поэты.  В.Ермилов в статье  «Почему мы не любим Федоров Жицей» ( На литературном  посту, 1925, № 4)  осудил критика  за мелкое выискивание у Есенина «трагедийных ноток», призывая  увидеть в поэзии Есенина и светлые стороны, не затушевывая ее классовую ограниченность. А.Безыменский считал, что Ф.Жиц  не видит в Есенине «есенинщины» и классовой ограниченности  в его мировоззрении и творчестве.
1.С.А.Есенин ПСС УП (3), .615 (ук.).  2.Летопись – 2, .746 (ук.).   3. Летопись – 3 (1),  71  
 4. Юсов, 47     5. Поэты – 8,.107, 234   6. Карпов,  230 (ук.).
 
Жоржик – см. Назаров Г.С.
 
Жук И.И.  сослуживец С.Есенина.
Служил  в Царскосельском военно-санитарном поезде № 143 санитаром, пользовался некоторыми  привилегиями.  Врач поезда И.Иняев вспоминал: «Поэт-солдат (С.Есенин)  питался из общесолдатского котла, а наряду с этим были в штате военно-санитарного поезда  -  тоже солдат, некто Жук и ещё кто-то из привилегированных солдат, которые неофициально питались в офицерской столовой».
Вдовин -2007, 192.
 
Жуков Б., рабочий.
В марте1913 г. подписал, как и С.Есенин, «Письмо члену Государственной Думы Р.В.Малиновскому» с осуждение действий депутатов-меньшевиков против  представителей большевистской фракции.
С.А.Есенин. ПСС УП (2), 225
 
Жуков Иннокентий  Николаевич  (1875 – 1948),  скульптор
Скульптор-самоучка.  Уроженец Сибири. Среднее образование получил в Чите. Преподавал до революции в училищах  географию. Увлекся лепкой. Работал с глиной. Выставил свои работы в1912 г на выставке в  Санкт-Петербурге.  Его скульптуры напоминали чудовищ, о которых в отзывах писали, что они  «подмигивали, смеялись». Самобытность  творчества  И.Жукова  отмечалась во Франции   в1914 г. во время его выставки.
И.Жуков присутствовал при разговоре С.Есенина и  Л. Клейнборта  в ноябре 1915 г., когда  поэт  рассказывал о своем  разрыве  с С.Городецким после проведенного вечера «Страда».
В1921 г. И.Жуков  в Чите издал поэму «Замок души моей».  В январе1922 г. в читинской  газете «Дальневосточный край» (№ 17, 22 ,26, 29)  опубликовал  заметки «Москва и Петроград», в которых  рассказал   о поездке в столичные города России, об  имажинистах Шершеневиче, Грузинове, Есенин, Кусикове, Мариенгофе, Ройзмане, Эрдмане, которых видел в кафе «Стойло Пегаса». Писал также   о балетной школе Айседоры Дункан  и  различных  литературных группировках,  частных   книгоиздательствах, в том числе и об издательстве   «Имажинизм». «Из числа этих группировок, - писал И.Жуков, - особенно энергично проявляют себя пролеткультовцы и имажинисты, выпускающие сборник за сборником своих стихов и критических статей. Журнал «Кузница» и того же названия кафе объединяют пролеткультовцев; кафе «Стойло Пегаса» собирает по вечерам имажинистов…».
1.Летопись – 1, 290  2. Летопись – 3 (1), .251   3. У истоков русской советской литературы. 1917 – 1922.  Л., 1990. – С.90.
 
Жуков  Павел Дмитриевич  (1886 - 1924),   литературный критик.
В  журнале «Зори» (Пг,  1923, № 2) в статье  «Сергей Есенин… 3. Коварный вопрос», посвященной возвращению поэта на родину, отметил : «Из привезенных его стихов (еще не напечатанных) метнулось одно стихотворение,  и запомнились строчки: «Ах, какая смешная потеря!..»
О  стихотворении  «Не жалею, не зову, не плачу…».  П.Жуков   в той же статье  писал: «Сергей Есенин  -  пастух, заигравший грустные песни деревни. Материал его песен  -  четко определенный, ограниченный и диковинный для горожан  (…)  Эпитеты Есенина  -  краски, которых не найдешь на бедноцветной палитре городского художника».
 П.Жуков  при анализе поэмы  «Пришествие» обвинил Есенина в религиозности,  который, по его мнению,    «все еще плутает среди трех сосен отжившего православия».  О «Пугачеве» писал, что  произведение «во многих случаях» «звучит бессознательно пародийно». С позиций вульгарного социологизма автор приходит к выводу: «Есенин  - певец «медвежьего» уголка деревни, далекого от классовых противоречий. Есенин  - пастух, но пастух,  дующий в дудку куркулей». В статье выражена надежда, что  «материала для творческого заряжения в народе РСФСР  -  непочатый край, и если у Есенина остался в пороховнице порох, то русская почва  не отсырит его, а отеплит, согреет и (…) взорвет».
1. С.А.Есенин ПСС УП (3), 615 (ук.).   2. Летопись – 3 ( 2 ), 362.   3.  Юсов, 36
 
Журов Петр Алексеевич  (1885 – 1987), педагог, литератор.
В  юности дружил с поэтом  С.Клычковым (см. Журов П.А. Две встречи с молодым Клычковым // Русская литература. 1971, № 2). В Сочи  31 декабря1916 г.  при встрече с поэтом Вяч. Вс. Ивановым  П.А.Журов в разговоре о современной поэзии упоминал имя   молодого поэта С.Есенина, о котором его собеседник  ничего не знал.   
1.Летопись – 1, 407   2. Летопись – 3(1),  71
 
Жучков Владимир, одноклассник С.Есенина.
Учился вместе с С.Есениным в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе. Вместе сфотографировались с группой учеников выпуска  1911 года и преподавателями школы.
Летопись – 1, 526, 536.

 

        
  
 
 
   Rambler's Top100
 

Copyright © 2005 Мир Есенина. All rights reserved.

E-mail: zinin123@mail.ru

 
Дизайн: Яник Ласко
E-mail: yanik-lasko@mail.ru
 

 

Hosted by uCoz